Итоги XVIII века в России. Введение в русскую историю XIX века

- 430 — провинціи, толь прекрѣпкіи и прекрасный градовѳ, толь веселыя поля и по-селенія ихъ, толь частыя премудрыхъ ученій академіи,- толь преизрядешя художества и остроумніи художники. Сію аще кто видитъ, царствъ всѣхъ знамя, странъ всѣхъ матерь видитъ. Въ Германіи аще кто прихо- дить, познаваетъ чинное общенароднаго правительства устроеніе, обычаевъ доброту, разума и бесѣды сладость, по- знаваетъ храбрость, науку и остроуміе»); съ другой стороны, ставъ на сторону своего правительства, онъ долженъ быль оправдывать гоненіе и «розыски'» по отношенію къ царевичу Алексѣю, вступать въ компромиссы съ Бироновщиной и т. п. Положеніе Ѳеофана Прокоповича между двухъ « становъ » въ то время нельзя не назвать трагическими, и намъ понятно его горестное воеклицаніе : «О главо, главо! разума у пивш ись, у куда ся преклонишь?» Но пока жилъ, онъ боролся. Луч- шими иетолкователемъ Петра Великаго относительно поло- женія церкви въ государствѣ явился Ѳеофанъ Прокоповичъ У въ своемъ произведеніи «Духовный Регдаментъ», написан- номъ, по порученію царя, для духовной коллегіи (синода). Являясь плодомъ борьбы, этотъ памятники носить скорѣе литературный, чѣмъ законодательный характеръ : многіе его параграфы представляіотъ живую и талантливую сатиру на современное автору духовенство. «Пастыри и учители, еще такъ недавно имѣвшіе рѣшительное вліяніе на ходъ рус- ской жизни, представлялись теперь грубыми, безнравствен- ными невѣждами и ханжами, проповѣдниками лжи и не- лѣпости, обирающими народи и препятствующими его про- свѣщенію изъ-за удовлетворенія своихъ корыетныхъ стре- мленій, по привычкѣ' къ тунеядству; мало того, они пред- ставлялись главными возмутителями общественнаго и госу- дарственнаго спокойствія, мятежниками, которые ради страсти къ « скверноприбытству » не остановятся передъ бун- томъ, убійствомъ и прочими злодѣйствами » (Морозовъ). Положительная часть заключала рядъ нравоученій. Цѣль учрежденія коллегіи — лучшее достиженіе истины и спра- ведливости; общая задача — искорененіе суевѣрій, учитель- ство, особенно проповѣдь, надзоръ за низшими духовен- ствомъ. Въ особомъ «Прибавленіи къ регламенту» Петръ, устами Ѳеофана Прокоповича, далъ выходи своему нерасполо-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1