Итоги XVIII века в России. Введение в русскую историю XIX века

— 433 — жизни, обществ, еннымъ дѣятелемъ и мыслителемъ. Самый стимулъ къ сочиненію — «общее благо», способность, не- смотря на « неученоеть », подняться до высшихъ обществен- ныхъ интерееовъ — дѣлаютъ Посошкова новымъ человѣ- комъ въ противоположность, напримѣръ, такимъ борцамъ ХУІ — ХУІІ вв., какъ кн. Курбскій или протон опъ Авва- кумъ, защищавшими классовые или религіозные интересы. Въ своей книгѣ Посошковъ говорить, главнымъ образомъ, о всенародномъ обогащеніи и иетребленіи всякой неправды и неисправностей. Посошковъ хорошо знаетъ русскую дѣйстви- тельность, и его примѣры веякаго рода недостатковъ и зло- употребленій взяты непосредственно изъ жизни. Особенно велико зло неправосудія : «а наши судьи нимало людей не берегут, и тѣм небреженіем все царство в скудость при- водят». А людей надо беречь, особенно крестьянъ: «понеже крестьянское богатство — богатство царственное». Хуже знаетъ Посошковъ иностралцевъ (да и откуда?), да и мѣ- шаетъ ему вполнѣ поцять ихъ еще живая московская тра- диція: «всѣ их житейекіе уставы добры, кромѣ вѣры». Для него все же главная наука «какъ жить душеполезн:оі».і А какъ тутъ жить православному человѣку — среди почти язычества массы, раеколовъ, ересей, распространявшихся приказныхъ и горожанъ, «ісвѣтскаго житія» дворянства, въ которомъ нѣтъ уже ничего « евангельекаго » ? Какъ чело- вѣкъ разсуждающій, ' онъ врагъ фетишизма, требуетъ осмы- сленія обрядовъ «вѣрою и разумѣніемъ», отъ евангельекаго чтенія — «вниманія и богомыслія», высказывается противъ оеобаго поклоненія чудотворнымъ иконамъ («Богъ ни краски, ни древо, ниже художество прославляетъ»), жалуется на отсутствіе добрыхъ пастырей... Но все это, хоть и напоми- наетъ отдаленно требованія европейскаго XVIII в. —«чув- ства», «гуманности», « нравственности » — все же прогрес- сивно въ старомъ моековскомъ духѣ. Мысль тутъ еще не секуляризовалась. Менѣе убѣдительны, чѣмъ критика жизни, и совѣты Посошкова по вопросами общественными. Въ Цитированномъ выше «Доношеніи» Посошковъ какъ будто предлагаетъ Петру Великому избрать «для исправленія Руси» такъ сказать диктатора: «избрать на такое дѣло разумнаго и желательнаго человѣка и власть имѣющаго Итоги XVIII вѣка. 28

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1