Итоги XVIII века в России. Введение в русскую историю XIX века

— 436 - мышляють ересь, а затѣмъ, сами святые отцы «другихъ языковъ и многіе — фшіоеофіи научены были». «И къ по- знанію Бога и къ пользѣ человѣка нужная философія не- грѣшна ; только отвращающая отъ Бога вредительна и губи- тельна... Запрещающіе оную учить суть или самые невѣжды, не вѣдущіе, въ чемъ истинная философія состоитъ, или злоковарные нѣкоторые церковно-служители и для утвер- жденія ихъ богопротивной власти и пріобрѣтенія богатствъ вымыслами, чтобы народъ былъ неученый и ни о коей истинѣ разсуждать имущій, но слѣпо бы и раболѣпно ихъ разеказамъ и новелѣніямъ вѣрили, наиболѣе же всѣхъ архіеиископы римскіе въ томъ себя показали и большой трудъ къ приведенію и содержанію народовъ въ темнотѣ. и суевѣріи прилагали... да и у насъ патріархи власть надъ государи исіжгь не оставили». На возраженіе «политиче- ское», якобы «въ государствѣ чѣмъ народъ простѣе, тѣмъ покорнѣе и къ правленію споеобнѣе, а отъ бунтовъ и смя- теній безопаснѣе ; и для того науки распространять за по- лезное не почитаютъ», Татищевъ отвѣчаетъ, что въ Россіи, какъ и въ Турціи, бунтовала именно безграмотная «под- лость», а не цивилизуемое теперь дворянство и что для «государства» полезнѣе умные и ученые люди. «Несмыслен- ный и неискусный самъ себѣ вредъ и бѣды неразумѣніемъ начинаетъ и лроизводитъ ; совѣтамъ разумныхъ вѣрить не- споеобенъ, а глупымъ и вредительнымъ совѣтамъ послѣ- дуетъ, да и обрѣсти умнаго друга не въ состояніи; онъ умному служителю полезное ловелѣвать и опредѣлить не знаетъ. Коль же паче трудность и вредъ происходить, когда глупыхъ служителей имѣетъ». Наука же усиливаетъ и умъ разумнаго : « разумный человѣкъ черезъ науки и искусства отъ вкоренившихся въ его умъ примѣровъ удоб- нѣйшую понятность, твердѣйшую память, острѣйшій смыслъ и безпогрѣшное сужденіе пріобрѣтаетъ, а черезъ то всякое благополучіе пріобрѣсти, а вредительное отвратить спосо- бенъ есть». Отстранивъ возраженія противъ пользы науки, Татищевъ указываетъ, какія науки нужно изучать, при чемъ для насъ здѣсь интересна защита образованія за границей « къ наученію способныхъ и надежныхъ людей », въ вид)' недостатковъ нашего домашняго воепитанія и училищъ. Въ

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1