Итоги XVIII века в России. Введение в русскую историю XIX века

— 438 — идеала на общечеловѣческой основѣ. Уже въ первой сатирѣ Кантемиръ осмѣиваетъ враговъ науки: Критона « съ четками въ рукахъ», ханжу, вздыхающаго о доброй старинѣ и сѣтую- щаго, что « дѣти наши къ церкви соблазну библію честь стали., толкуютъ, всему хотятъ знать поводъ, причину, мало вѣры подая священному чину » ; далѣе — невѣжественнаго дворя- нина Сильвана, недовольнаго тѣмъ, что науки не даюсь матеріальной прибыли; вееелаго гуляку и кутилу Луку, ко- торый, «трижды рыгнувъ», подпѣваетъ, что « наука содруже- ство людей разрушаетъ » ; Медора, нарождающійся типъ щеголя, перенявшаго однѣ только внѣшиія стороны евро- пейской цивилизаціи : «Медоръ тужить, что черезчуръ бу- маги исходить на письмо, на печать книгъ ; и ему прихо- дить, что не въ чемъ ужъ завертѣть завитые кудри; не смѣнитъ на Сенеку онъ фунтъ доброй пудры». Однимъ сло- вомъ, во всѣхъ классахъ общества пренебрежете къ наукѣ: «наука ободрана, въ лоекутахъ обшита; изо всѣхъ почти домовъ съ ругательствомъ сбита» и т. п. Отсюда глубокая грусть сатирика, ибо невѣжество « всѣхъ золъ матерь ». Любопытна характеристика безыменныхъ типовъ цѣлыхъ общественныхъ положеній въ той же сатирѣ. « Епископомъ хочешь быть? — уберися въ рясу, сверхъ той тѣло съ гор- достью риза полосата пусть прикроетъ, повѣСь цѣпь на шею- отъ злата, клобукомъ покрой главу, брюхо бородою, клюку пышно повели везти предъ, тоібою, въ каретѣ раздувшися, когда сердце съ гнѣву трещитъ, всѣхъ благословлять нудь, праву и лѣву». Или, «хочешь ли судьею стать? — вздѣнь перукъ съ узлами, брани того, кто просить съ пустыми ру- ками, твердо сердце бѣдныхъ пусть слезы презираетъ, спи на стулѣ, когда дьякъ выписку читаетъ. Если жъ кто вспо- мнить тебѣ граждански уставы иль естественный законъ, иль народны правы, плюнь ему въ рожу; скажи, что вретъ околёсну, налагая на судей ту тяжесть нееносну, что подьячимъ должно лѣзть на бумажны горы, а судьѣ до- вольно знать крѣпить приговоры». Все это живые типы, изображеніемъ которыхъ занимались какъ до Кантемира, такъ особенно послѣ него. Разныхъ вопроеовъ современности касается Кантемиръ и въ слѣдующихъ евоихъ сатирахъ. Вторая сатира написана «на зависть и гордость дворянъ

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1