Итоги XVIII века в России. Введение в русскую историю XIX века

- 442 — наилу чшіе способы для приведенія ума нашего къ совер- шенству и для снисканія точнаго понятія о себѣ самоігь, слѣдовательно, и для освобожденія нашихъ душъ отъ по- роковъ и невѣжества и предразсужденій, которымъ они подвержены») встрѣчаются вопросы, съ которыми мы позна- комимся изъ сатиричѳскихъ журналовъ екатерининскаго времени : о дозволеніи сатиры, характеристика дворянина и т. п. Еще болѣе мѣста удѣлено сатирѣ въ журналѣ Сума- рокова « Трудолюбивая Пчела » : обличая взяточничество, крючкотворство, модныхъ петиметровъ, онъ еще ближе ста- новится къ русской дѣйствител ьн ости (см. «Епистола къ неправеднымъ судьями», Письма «о нѣкоторой заразитель- ной болѣзни», «о думномъ дьякѣ, который съ меня взяль пятьдесятъ рублевъ», «къ подьячему, писцу или писарю, то-есть къ таковому человѣку, который пишетъ не зная того, что онъ пишетъ», «О копистахъ» и др.). Передъ самымъ ветупленіемъ на престолъ Екатерины II издавался журналъ Хераскова: «Полезное увеселеніе » — съ серьезной нравственной тенденціей. Много отвлеченнаго, безпредмет- наго, но зато и болѣе идеальнаго, чѣмъ въ петровскую эпоху, какъ будто русская мысль развивается, дѣйстви- тельно, по діалектическому методу : безыдейный реализмъ Петра I, безпредметный идеализмъ елизаветинскаго поколѣ- нія и сближеніе реальности съ идеей въ послѣ дующее время. Отличительная черта литературы елизаветинской поры- ограниченные предѣлы ея раопространенія. «Публики» еще почти нѣтъ, а есть литературные «кружки». Чтобы обога- тить содержаніемъ науки и литературы национальную жизнь, нуженъ былъ трудъ многихъ поколѣній. Хорошо и то, если елизаветинское поколѣніе не было безплоднымъ. Этимъ оно обязано двумъ такимъ писателямъ, какъ Ломоносовъ и Сумароковъ : въ ихъ дѣятельности уже видно сознательное отношеніе къ просвѣщенію и жизни Европы и нуждамъ Росеіи. Въ натурѣ Ломоносова много петровскаго: умъ, смѣт- ливость, трудолюбіе, преслѣдованіе пользы Россіи. Но для него «наука была уже не одной технической выучкой, не отрывочными спеціальнымъ знаніемъ, беззаботными о логи- ческомъ развитіи своихъ основаній, а, напротивъ, знаніемъ,

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1