Итоги XVIII века в России. Введение в русскую историю XIX века

- 444 — сердыя и человѣколюбивыя нашея монархини кроткаго сердца достойное дѣло избавлять подданныхъ отъ смерти, хотя бы иные по законами и достойны были. Сіе помилованіе есть явное и прямо зависящее отъ ея материнскія высочай- шая воли и повелѣнія. Но много есть человѣкоубивства и самоубивства, народи умаляющаго, коего непосредственно указами, безъ исправленія или совершеннаго истребленія нѣкоторыхъ обычаевъ и еще нѣкоторыхъ подъ именемъ узаконеній вкоренившихся, истребить невозможно». И далѣе Ломоносовъ говорить о необходимости уетановленія болѣе равныхъ браковъ, разрѣшенія четвертаго и пятаго б.рака, брака для вдовыхъ священниковъ, ограниченія монашества, устройствавоспитательныхъ домовъ, распространенія меди- цинскихъ знаній, борьбы съ вредными суевѣріями народа, облегченія крестьянской тяготы, поощренія иммиграціи ино- странцевъ и т. п. Многія мѣры Екатерины II какъ будто исполнены по плану Ломоносова. Сумароковъ, о журналѣ котораго уже упоминалось, из- вѣстенъ, кромѣ того, своей драматической дѣятельностью и стихами ; велика заслуга его и въ практическими устано- влены! русскаго театра, за что его и называли въ свое время «отцомъ росеійскаго театра». Хотя его трагедіи и комедіи, какъ и драматичеекія произведенія его ученика Княжнина, часто лишь подражаніе французскими образцами, но въ нихъ есть не мало здоровыхъ мыслей и морали, есть и указанія на современные недостатки русскаго общества. Въ трагедіяхъ Сумарокова есть громкія лиричеекія тирады, которыя, собственно, и составляли весь эффектъ, напримѣръ : «О боги, для чего между себя безъ спора даете скипетры вы смерт- ными безъ разбора и, тщася на земли неправду истреблять, даете часто власть невинныхъ погублять » или: « не для ради того даются скипетры въ руки, чтобъ смертными горести содѣловать и муки... Не для ради себя имѣешь царскій санъ : для пользы они тебѣ богами данъ» или: «когда ты въ варварствѣ стремишься зрѣть успѣхи, такъ знай, нѳ царски то, разбойничьи утѣхи » или: « богами на главу твою взложенъ вѣнецъ, чтобъ были народнаго ты счастія тво- рецъ ; а ты свободу днесь изъ души искореняешь, и добро- дѣтель вони ты’ съ нею выгоняешь ; какъ скоро человѣкъ

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1