Итоги XVIII века в России. Введение в русскую историю XIX века

— 445 — въ неволю попадетъ, съ свободой честности не мало про- падетъ, начнетъ передъ царемъ онъ быти лицемѣренъ : не- вольникъ никогда не можетъ быти вѣренъ». Рисуя идеалъ народнаго правителя, Сумарокоівъ прояснялъ обществу и идею истиннаго образованія и сознаніе общественнаго долга ; гдѣ. преобладали личные интересы, тамъ такая проповѣдь не была излишней. Комедіи Сумарокова могутъ быть на- званы скорѣе сатирой : нѣтъ художественныхъ « типовъ », есть только обличительны^ рѣчи и замѣчанія дѣйствующихъ лидъ, въ родѣ : « Вѣмъ, Господи, яко плутъ и бездушенъ есмь, и не имѣю ни къ Тебѣ ни къ ближнему ни малѣйшія любви» и т. п. Осмѣиваются злоулотребленія, невѣжество — старое и новое («модницы» и «франты»), высказываются иногда очень либеральный мысли и объ отношеніи сословій. Рисуя въ стихахъ для одного хора (къ превратному свѣту) заморекіе порядки, авторъ подчеркиваетъ : «съ крестьянъ тамъ кожи не едираютъ, деревень на карты тамъ не ставятъ». Протестуетъ Сумароковъ противъ тѣхъ порядковъ, гдѣ « людьми скотины обладаютъ », и въ сатирѣ' « о- благородствѣ », напоминающей вторую сатиру Кантемира. Къ сожалѣцію, не всегда либералы XVIII в. были послѣдовательны : очень трудно было отказаться отъ своей привиллегированности, еще труднѣе отказаться отъ вѣры въ « проевѣщенный деспо- тизмъ» и пойти своимъ путемъ дѣйствитѳльнаго выясненія народныхъ нуждъ. Но почва подготавливалась. Эпоха ме- жду смертью Петра I и ветупленіемъ на . престолъ Екате- рины II, несмотря на всѣ колебанія, свойственныя переход- ной порѣ, не утратила лучшихъ петровекихъ традицій: ненасытимой жажды познанія, живого обмѣна съ Западомъ. Не мало внесено было въ русскую жизнь за это время облаго- раживаютцихъ понятій. По свидѣтельству барона Брейтеля, бывшаго французскими посланникомъ въ Россіи, при Елиза- ветѣ многіѳ молодые русскіе дворяне получали образованіе свое въ Женевѣ и возвращались, «наполнивъ умъ и сердце республиканскими духомъ ». « Не нужно было, — продолжаетъ они же, — особенно близкаго знанія Россіи, чтобы замѣтить, До какой степени всѣ умы увлекаются свободой». Отъ пере- водовъ, подражаній и заимствованій постепенно переходили къ самостоятельному творчеству. Росъ реализмъ. Росло само-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1