Итоги XVIII века в России. Введение в русскую историю XIX века

— 451 — Если Вольтеръ убилъ религію, то Монтескье нанесъ смер- тельный ударъ, въ сознаніи общества, старому деспотически- монархическому режиму, приведшему Францію къ войнѣ, го- лоду, тяжелымъ налогамъ и прочимъ бѣдствіямъ. Монтескье былъ юристомъ эпохи и въ своихъ сочиненіяхъ старался разъяснить сущность, условія и гарантіи государственнаго строя въ Англіи, введете котораго считалъ необходимымъ и во Франціи. Тонкій умъ Монтескье сказался и въ «Пер- сидскихъ письмахъ » — сатирѣ на французское правительство и администрацію, какъ и на другія стороны французской жизни; и въ « Размышленіяхъ о величіи и упадкѣ рим- лянъ » — гдѣ Монтескье намѣренно подчеркиваетъ любовь рим- лянъ къ свободѣ, труду, ихъ патріотизмъ и дисциплину ; ивъ «Духѣ законовъ». Въ этомъ сочиненіи сосредоточено все умственное богатство Монтескье. Нѣтъ здѣсь, можетъ-быть, строгой философской систематичности, но масса «полити- чеекихъ» мыслей, по своей глубинѣ и мѣткости, сдѣлала эту книгу настольною для правителей, какъ самодержав- ныхъ, такъ и демократичеекихъ. Дидро и его главные сотрудники по « Энциклопедіи » (энциклопедисты) предетавляютъ уже слѣдующее за Воль- теромъ и Монтескье поколѣніе борцовъ за разумъ противъ на- слѣдственныхъ предразсудковъ,— поколѣніе, которое, «какъ горячая печь, не печетъ, а сжигаетъ все, что въ нее по- ставятъ». Дидро, по характеристикѣ Тэна, «вулканъ въ не- прерывномъ изверженіи и [переполненный черезъ край идеями всякаго порядка и всякаго рода». Въ романахъ, драмахъ, опытахъ, комментаріяхъ и особенно въ бесѣдѣ, о которой мы и представить не можемъ по печатнымъ произведеніямъ, Дидро еъ головокружительной фейерверочной быстротой развиваетъ самыя смѣлыя идеи вѣка — ■ атеизмъ ; отри- цаніе отвлеченной морали, взятой внѣ интересовъ обще- ства; матеріализмъ, опирающійся на опытъ и наблюденія ветественныхъ наукъ ; и притомъ — живое сочувствіе чело- вѣку, желаніе работать для его блага. Дидро училъ, что « человѣческая природа хороша, что міръ Божій прекрасенъ и что зло лежитъ внѣ человѣчеекой природы и Божьяго міра, что зло есть послѣдствіе дурного образованія и дур- тшхъ учрежденій». 29 *

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1