Итоги XVIII века в России. Введение в русскую историю XIX века

— 452 — Дидро былъ душою « Энциклопедіи » (Dictionnaire Ency- clopedique), этой «грозной машины, воздвигнутой противъ духа, вѣрованій и учреждений прошлаго»; былъ. душою общества, которое, по обвинительному акту, «составилосьсъ цѣлыо поддерживать матеріализмъ, разрушать религію, внушать независимость и питать развращенность нравовъ». Да, «старому режиму» была опасна «Энциклопедія», въ цѣломъ рядѣ статейобнаружившая злоупотребленія всякаго рода: тираническую колоніальную систему управленія и гнусную торговлю невольниками, безразсудство, разоритель- ность и безчелов.ѣчіе господствовавшей системы налоговъ, продажный еудъ п жестокое уголовное законодательство, феодальный привиллегіи и пр. и пр. Ру СС0 _ «женевекій гражданинъ», идеализировавшій швейцарскую свободу и кое-что унаслѣдовавшій отъ фана- тизма Кальвина; « полуномѣшанный мудрецъ», по выраже- ние Карлейля, — опрокинули міръ съ противоположной мате- ріалистамъ точки зрѣнія. Онъ исходить изъ внечатлѣній личной жизни, требованій своего сердца. Наравнѣ съ разу- момъ заявляетъ свои права чувство, это главное оружіе Руссо противъ современнаго состоянія редигіи, воспитанія, обычаевъ, государетвенныхъ порядковъ. Ученіе Руссо увле- каетъ лиризмомъ изложенія, иекренняго и съ темперамен- томъ ; смѣлостью нападковъ на плоды человѣчѳской « куль- туры»; радикализмомъ политико-соціальнаго построенія. Основная мысль Руссо : « природа создала человѣка счастли- выми и добрыми, но общество развращаетъ его и дѣлаетъ несчастными», «общество и природа относятся какъ зло къ добру», «надо вернуться къ природѣ», «вернуть человѣку доброту, свободу и счастье первобытнаго человѣка». Давъ жестокую критику общества и неравенства, какъ основного зла, Руссо сдѣлалъ попытку теоретичеекаго построенія но- ваго міра: «Эмиль» еталъ евангеліемъ воспитанія, «Обще- ственный договори» — основой новѣйшей демократии Руссо утвердили права природы и еетественныхъ условій жизни въ дѣлѣ воснитанія .Противъ искусственности безпредмет- ности схоластическаго бразованія. Возродивъ такими обра- зомъ человѣка, Руссо вводить его въ семью, невъ « модную » семью, а гдѣ есть дѣйствительно сердечный союзъ всѣхъ

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1