Итоги XVIII века в России. Введение в русскую историю XIX века

— 458 — запрещеніе или недозволеніе ихъ различныхъ вѣръ». «И нѣтъ подлинно иного средства кромѣ разумнаго, иныхъ за- коновъ дозволенія, православною нашею вѣрою и политикою неотвергаемаго, которыми бы можно всѣхъ сихъ заблудшихъ овецъ паки привести къ истинному вѣрныхъ стаду». «Го- неніе человѣческіе умы р-аздражаетъ, а дозволеніе вѣрить по своему закону умягчаетъ и самыя жестоковыйныя сердца, и отводить ихъ отъ заматерѣлаго упорства, утушая споры ихъ, противные тшпинѣ государства и соединенію гра- жданъ». Признавъ драгоцѣннѣйшія права личности, им- ператрица хотѣла установить и отношенія между властью и населеніемъ на живомъ началѣ взаимнаго довѣрія, а общій порядокъ — на закономѣрномъ поринове-ніи. «Государствен- ная вольность въ гражданахъ есть спокойствіѳ духа, про- исходящее отъ мнѣнія, что всякъ изъ нихъ собственною наслаждается безопасностью; а чтобы люди имѣли сію воль- ность, надлежитъ быть закону такому, чтобы одинъ гражда- нинъ не моги бояться другого, а боялись бы всѣ однихъ законовъ». «Общая задача монархіи — -народное 'благо и глав- ное — распространеніе просвѣщенія и приведете въ совер- шенство воспитанія ». «Правила воспитанія суть первыя осно- ванія, пріуготовляюіція насъ быть гражданами». «Должно вселять въ юношество етрахъ Божій, утверждать сердце ихъ въ похвалы-іыхъ склонностяхъ и пріучать ихъ къ основа- тельными и приличествующими состоянію ихъ правилами; возбуждали въ нихъ -охоту къ тр-удолюбію и чтобы они страшилися праздности, какъ источника веякаго зла и за- блужденія, научати пристойному въ дѣлахъ ихъ и разго- ворахъ поведению, учтивости, благопристойности, соболѣз- нованію о бѣдныхъ, несчастливыхъ и отвращенію отъ вся- кихъ продерзоетей ; обучать ихъ домостроительству во всѣхъ онаго подробноетяхъ и сколько въ ономъ есть полезнаго; отвращать ихъ отъ мотовства; особливо же вкореняти въ нихъ собственную склонность къ, опрятности и чистотѣ, какъ на самихъ себѣ, такъ и на принадл-ежащихъ къ нимъ: одними словомъ всѣмъ тѣмъ добродѣтелямъ и качествами, кои принадлежать къ доброму воспитанію, которыми въ свое время могутъ они быть прямыми гражданами, полез- ными общества членами и служить оному украшеніемъ ».

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1