Итоги XVIII века в России. Введение в русскую историю XIX века

— 459 — Вопросъ о воспитаніи, важный и основной, не оставляли» Екатерину II и послѣ изданія Наказа. Какъ въ филоеофіи и политикѣ, такъ и въ своихъ педа- гогическихъ взглядахъ Екатерина II шла за Западомъ и проводила идеи Монтеня, Локка, Руссо, Базедова и другихъ. Безыдейному практическому профессіональному образова- нію въ духѣ Петра Великаго теперь противополагается но- вое воспитаніе, которое должно было создать новую породу людей. Для этого устраиваются « воспитательный училища для обоего пола дѣтей», Бецкому поручается составленіе всякихъ докладовъ и проектовъ («Докладъ имлератрицѣ о воспитаніи юношества обоего пола», «Проектъ или планъ воснитательнаго дома въ Москвѣ»), выписываются учителя изъ-за границы (Янковичъ де-Миріево); наконецъ, сама им- ператрица, кромѣ приведенной выше статьи изъ Наказа, пишетъ, съ частной цѣлью (для руководства при воспитаніи внуковъ), но общаго характера, «Инструкцию» Н. И. Салты- кову. Задача воспитанія кратко формулируется: «здравое тѣло и умонаклоненіе къ добру». Для перваго нужны — простота, умѣренность во всемъ (одежда, пища, сонъ, дви- женія), трудъ; « умонаклоненіе къ добру» заключается въ развитіи нравственныхъ качеетвъ — доброе сердце, тихій нравъ, учтивость въ обхожденіи, сниехожденіе ко всѣмъ людямъ... «чтобы вкоренялась въ душахъ справедливость, которая состоять въ тѳмъ, чтобы не дѣлать законами запре- щеннаго, въ любви къ истинѣі, въ щедрости, воздержаніи, въ умѣ, основанномъ на размышленіи, въ здравомъ* о вещахъ понятіи и разеужденіи, совокуплецномъ съ трудолюбіемъ». Такое « умонаклоненіе къ добру», согласно съ идеями вѣка, ставится выше знанія : сперва нужно вкоренить « добродѣ- тели и добронравіе», а «прочее прійдетъ ко времени»; «ка- чество разума не занимаетъ первой степени въ достоинствахъ человѣческихъ ; оно украшаегъ оныя, а не соетавляетъ ». Что касается способа внѣдренія добра, то «хвалы, даваемыя хорошему поведенію, хулы и пренебреженіе хулы достой- ному, суть тѣ способы, коими поощряется хорошее и от- вращается дурное поведеніе. Въ награжденіи добрыхъ дѣлъ представить дѣтямъ надлежитъ честь, доброе имя и славу, а за дурныя дѣла стыдъ и поношеніе. Никакое наказаніе

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1