Итоги XVIII века в России. Введение в русскую историю XIX века

— 461 — былицахъ» (печатались въ «Собесѣдникѣ любителей россій- скаго слова»), откуда намѣренно было изгнано все, «что не въ улыбательномъ духѣ 1 и не по вкусу прародителя моего 1 , либо скуку возбудить могущее и плачь разогрѣвающія драмы». Словами « словоохотнаго дѣдушки», «веселаго и проказливаго » двоюроднаго братца и др. осмѣиваются само- любіе, чванство, тщеелавіе и безвкусное щегольство, при- страстіе къ французекимъ нравамъ и языку и пр. Екате- рина II оставила намъ болѣѳ десятка комедій. Предметъ изображенія бытовыя черты русской жизни, служившія темой для всѣхъ русскихъ сатириковъ, начиная съ Канте- мира. Вотъ главные пороки русскаго общества въ лицѣ дѣиетвующихъ лицъ комедіи «О время і» : — Ханжахина, своей скупостью, ханжѳствомъ, пристрастіемъ къ старинѣ напоми- нающая и Критона Кантемировой сатиры и Простакову изъ комедіи Фонвизина; Чудихина, не менѣе суевѣрная, которая постоянно носитъ съ собою въ узелкахъ четверговую соль, росной ладанъ и разные корешки, на которыхъ нашептано, а также вмѣшивается въ чужія семейныя дѣла; Вѣстникова, «взбалмочная вѣетовщица» и модница. Положительная мораль комедіи: вредъ суевѣрій, необходимость образованія и для женщины, защита правительственныхъ начинаній, при чемъ честолюбивая императрица не упускаетъ случая и противо- поставить свое прежними временами : « въ прежнія времена за болтанье дорого плачивали : притупляли язычокъ, чтобъ меньше они пустого бредили: ; а нынѣ благодарить вами Бога надобно, что уничтожаютъ этакія бредни». Но при этомъ любопытно и добавленіе: «Разумно бы и съ нашей стороны было, если бъ мы сами себя отъ глупостей, а паче отъ не- сбыточныхъ затѣй и новостей воздерживали». Къ чему мо- жетъ привести забвеиіе этого правила показываютъ комедіи : « Недоразумѣнія » и « Разстроенная семья осторожками и подозрѣніями ». Въ связи съ названнойкомедіей «О время!» стоить комедія «Именины г-жи Ворчалкиной». Героиня какъ бы дополняетъ родственные ей типы комедіи «О время!» ; ея дочь образецъ русской precieuse ridicule, жеманница и модница, любительница баловъ и- театровъ ; изъ мужскихъ типовъ выдѣляются — Фирлюфюшковъ, фатъ и враль, имѣю- Щій нѣчто общее и съ Иванушкой Фонвизина и Репетило- вымъ Грибоѣдова ; Геркуловъ и Спесовъ, которые чванятся

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1