Итоги XVIII века в России. Введение в русскую историю XIX века

— 462 — происхожденіемъ, а не имѣютъ той «чести» дворянской, чтобы не мотать; есть и благородные резонеры. Нѣкоторыя комедіи Екатерины («Шаманъ сибирскій», «Обманщикъ», «Обольщенный») написаны потому, что, какъ она сама при- знается въ письмѣ къ Гримму, « слѣдовало хорошенько по- тормошить духовидцевъ (т.-ѳ. масоновъ), которые начинаютъ подымать носъ». Она не видѣла или не хотѣла видѣть хог рошихъ стороыъ нашего масонства и осмѣяла шарлатанство, невѣжество и фантазерство «иныхъ» масоновъ. Благотворные результаты литературной дѣятельности им- ператрицы Екатерины II, какъ и ея политичеекихъ реформъ, могли сказаться, главными образомъ, на томъ классѣ, кото- рый монополизировали новую культуру, —на дворянствѣ. Оно получало права и прйвиллегіи, его просвѣщали, въ немъ, порицая недостатки, воспитывали особую честь. Можно про- слѣдить документально, насколько внимательной оказалась императрица къ тѣмъ потребностями, которыя высказало дворянство въ наказахъ депутатами «Комиссіи для сочине- ния проекта новаго уложенія». Дворянство называетъ себя опорой престола, стремится къ объединение въ корпорацію, проситъ подтвердить старыя привиллегіи и даровать новыя льготы. Дворяне должны быть освобождены отъ тѣлесныхъ наказаній, отличены въ военной службѣ, они имѣютъ исклю- чительное право владѣть землями и крестьянами, для нихъ нужны измѣненія въ судопроизводствѣ, учрежденіе банковъ, правили о межеваніи, открытіе училищъ и пр. и пр. Ека- терина II, несомнѣнно, стремится къ тому же закрѣпленпо сословій, даруя лицу права его «состоянія», пока она въ этомъ оостояніи находится, и содѣйствуя развитію хозяй- ственныхъ занятій, отличавшихъ еоеловія. Считая за дво- рянами привиллегіей служить во славу самодержавнаго пра- вленія и хозяйничать въ своихъ имѣніяхъ, она даруетъ имъ особую грамоту, способствуетъ организаціи дворянскаго само унравленія и принимаетъ ряди мѣръ для поднятія экономи- ческаго благосостоянія сословія. Воспитаніе и въ школѣ и путемъ литературы казалось Екатеринѣ II не малыми сред- ствомъ для той же цѣли — политической формировки рус- скаго общества. Она не ошиблась. Толчокъ, данный ею рус- ской мысли, возбудили общественное самосознаніе. Но тогда какъ одни пошли за ней, проводя тѣ же дворянскія тенден-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1