Итоги XVIII века в России. Введение в русскую историю XIX века

— 464 — грамотой 1785 года, критикуя въ ней и обязанность дворя- нина служить съ низшихъ чиновъ, и характеръ дворян- скихъ собраній, и нѣкоторое смѣшеніе сословій и т. п. Соотвѣтственно увеличению льготъ дворянскихъ, Щербатовъ уменьшила, бы права другихъ сословій: городской классъ не долженъ имѣть чиновъ, владѣть крестьянами, выбирать столько судей, сколько намѣчено въ грамотѣ городами, крестьяне должны быть подъ крѣпостной опекой дворянства, хотя послѣднее не должно убивать и пытать ихъ, продавать въ розницу, истощать. Принадлежа къ умѣреннымъ либера- лами своего времени, Щербатовъ не могъ идеализировать тогдашняго дворянства и въ сочиненіяхъ «О поврежденш нравовъ въ Россіи», «Письмо къ вельможами, правителями государства» въ самомъ заглавіи высказали свою мысль и показали, къ кому она относится. Среди вельможи «исчезла твердость, справедливость, благородство, умѣренность, род- ство, дружба, пріятство, привязанность къ Божпо и граждан- скому закону и любовь къ отечеству; а мѣста сіи начинали занимать : презрѣніе божественныхъ и человѣческихъ долж- ностей, зависть, часто любіе, сребролюбіе, пышность, уклон- ность, рабслѣпство и лесть, чѣмъ каждый мнили свое со- стоите едѣлать и удовольствовать свои хотѣніи». Не менѣе достается вельможами, какъ правителями, которые при безмѣрной власти, тайнѣ своихъ дѣйствій и крайнеми мало- уміи и корыстолюбіи, только вредны, а не полезны народ}. Положительные совѣты «возвышаться добродѣтелями», «на- правлять теченіе вещей къ лучшему благоустройству», «принять духъ благородный, духъ твердости и любви оте- чества» и т. п. напоминаютъ тѣ нравоученія, си которыми обращалась къ дворянству и императрица. Въ стремленіяхъ « многой онимавшей и многодумавшеи » Екатерины II можно найти зародыши идей, получившихъ большую опредѣленность и обоснованность у ея еовремен- никови. Къ числу ихъ надо отнести интересъ къ русской исторіи и попытки созданія національной теоріи, наподо іе позднѣйшаго славянофильства. Такими « родоначальникомъ славянофильства» является Болтинъ, отлично знакомый съ западной наукой, пережив- шій увлеченіе Бейлемъ, Вольтеромъ, Монтескье, Руссо, съ большой эрудиціей въ русской исторіи и большими здра-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1