Итоги XVIII века в России. Введение в русскую историю XIX века

ВЫМЪ смысломъ. Онъ написалъ «Примѣчанія на исторію древнія и нынѣшнія Ро.ссіи г. Леклерка» (1788 г.) и «Кри- тическія примѣчанія » на исторію Щербатова. «Слѣдя за Леклеркомъ, Болтинъ всецѣло изучили рурскую исторію съ тѣмъ, чтобы защитить ее, произнейти надъ нею благопріят- ный приговори; слѣдовательно, книга Болтина есть первый ТРУД Ъ по русской исторіи, въ которомъ проведена одна основная мысль, въ которомъ есть одинъ общій взглядъ на цѣлый ходъ иеторіи ; у него перваго видимъ попытку смо- трѣть на исторію какъ на науку народнаго самосознанія, отыскать живую связь между прошедшими и настоящимъ, задать вопросъ объ отношеніи старины къ новому, уяснить ходъ русской исторіи, не похожей ни на какія другія» (Соловьевъ). Не сходя съ почвы строгой фактичности, Бол- тинъ сопоставляетъ русскую исторію съ исторіей другихъ на- родовъ и съ нолнымъ убѣжденіемъ говорить: «Вы (евро- пейцы) называете наеъ варварами, но вотъ вамъ прдмѣры изъ собственной вашей исторіи и быта, что прозвище это пристало вамъ гораздо болѣѳ, нежели намъ. Несмотря на то, мы не обзываемъ васъ варварами. Не давайте же и намъ несвойственнаго намъ имени и не отрицайте той очевидной истины, что мы и вы, и русскій народъ и его западные братья, одинаково способны къ умственному и политическому развитію ; и вы и мы — европейцы по крови и по духу ». Но, конечно, чтобы насъ уважали другіе, мы сами должны ува- жать свое достоинство и перестать быть рабами другихъ, особенно французовъ. «Въ смѣлыхъ и правдивыхъ уко- рахъ, — говорить Сухомлиновъ, выходившихъ изъ круга людей, подобныхъ Новикову и Болтину, слышится не слѣ- пая ненависть къ иностранцами, а горячая любовь къ Рос- сіи и сознаніе духовныхъ силъ русскаго народа. Нѳ гово- рите съ чужого голоса, а работайте собственною мыслью^ Дорожите своими нравственными достоинствомъ, и не жертвуйте имъ изъ подражанія западными образцами, — вотъ сущность проновѣди Новикова и Болтина, обращенной ими къ современному русскому обществу. И Новиковъ и Бол- тинъ, осуждая и осмѣивая слѣпое и жалкое подчиненіе чужеземному игу, ратовали за умственную и нравственную самостоятельность русскаго народа, за сохранение въ немъ Добрыхъ начали, потеря которыхъ была бы для него пол-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1