Итоги XVIII века в России. Введение в русскую историю XIX века

— 468 — «простоты слога», «простого и нехитросплетеннагослога » г «какимъ мы межъ собой говоримъ» и такими образомъ ука- зываютъ болѣе правильный путь для развитія русской ли- тературной рѣчи, чѣмъ то сдѣлалъ Карамзинъ. Цѣль пере- водовъ — «желаніе услужить современникамъ », «служить об- ществу посильными трудомъ», «быть въ пользу или утѣ- шеніе». Восхваляется характеры новыхъ романовъ, въ про- тивоположность прежними (авантюрными), «въ которыхъ нѣтъ ничего кромѣ роскошныхъ приключеній и соблазни- тельвыхъ описаній». Въ новыхъ романахъдается изобра- женіе « бытія вещественнаго », того, что « въ самомъ дѣлѣ возможными быть кажется», того, «сколь великое береты участіе внѣшній механизмы, тѣла въ перемѣнахъ внутрен- нихъ способностей» (вотъ какъ матеріалистическія ученія могли проникать къ намъвъ XVIII в.); «изображаются въ нихъ нравы человѣческіе, ихъ добродѣтели и немощи; по- казываются отъ разныхъ пороковъ разныя бѣдствія въ при- мѣрахъ, то причиняющихъ ужасъ, то соболѣзнованіе и слезы извлекающихъ ; и между цѣпыо наистройнѣйшимъ порядкомъ совокущлѳнныхъ приключеній наставленія къ добродѣтели полагаются». Есть книги, написанныя «для подражателей добродѣтели вольности и благополучія рода человѣчеекаго » и мѣтящія еще выше : « злоупотребленія самодержавной власти и нѣкіе доводы, къ укрощенію сего страшнагорода правленія служащіе, кажутся лучше всего быть приличными къ изображенію государя восточныхъ страны». Конечно, много похвали отъ переводчиковъ Воль- теру за «острыя мысли, тонкую критику и разумныя наг ставленія». Послѣ сказаннагонеудивительно, что и въ оригинальныхъ руескихъ романахъ и повѣстяхъ XVIII в. будуть проводиться тѣ же философскія и политическія идеи, что и на Западѣ, хотя не съ такой яркостью и силой. Въ повѣсти «Жизнь нѣкотораго мужа» (1780 г.) мы встрѣ- чаемъ жеетокія нападки на узость, нетерпимость и тупость человѣка до-петровской Руси, раскольника-начетчика, испол- неннаго суевѣрій, ведущаго борьбу за оеьмиконечный крестъ, усы, бороду и т. п. Въ другихъ повѣстяхъ прославляется разумы человѣческій («необходимо все изслѣдовать, ничему не вѣрить, все освѣщать свѣтомъ знанія»), «уставы при- роды », которые выше « уставовъ человѣческихъ», и тутъ же

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1