Итоги XVIII века в России. Введение в русскую историю XIX века

— 469 — рядомъ раздаются голоса разочарованія и даже отчаянія, заставляющего идеализировать смерть. Такое безотрадное настроеніе изображаете напримѣръ, Дмитріевъ-Мамоновъ въ « Дворянинѣ-философѣ » (1769 г.). Міръ кажется ему со- зданными изъ прихоти. Человѣкъ, мнящій себя перломъ созданія, въ сущности ничтоженъ. Чернь, трудящаяся безъ сознанія, ведущая войну, рабствующая у немногихъ, до- стойна презрѣнія ; съ другой стороны — корысть, самолюбіе, обманъ... Можно. бы уйти въ деревню, по совѣту Руссо. Но и тамъ «жизнь — суета, жизнь — сонъ» (Чулковъ «Русскія сказки», Эминъ «Непостоянная фортуна» и др.). «Благопо- лучіе- человѣка не что иное, какъ мечта и привидѣніе» (Чулковъ, « Пересмѣшникъ »). Часто какъ на спасеніе авторы .указываюсь на смерть. «Вольтерьянство», впрочемъ, встрѣ- чало и оппозицію. Очень часто Парижъ въ русскихъ рома- нахъ является то Вавилономъ, то Сибарисомъ, то островомъ Анаѳы ; русскій « вольтерьянецъ » представляется разврати- телемъ молодежи, такъ, напримѣръ, Развратинъ въ ро- манѣ Измайлова « Евгеній » привыкъ считать за смѣнг- ные предразеудки и нелѣпыя мнѣнія — богопочитаніе, честность и добродѣтели, кои отмѣчаютъ человѣка отъ животнаго : они были въ его глазахъ химерою, свой- ствами, приличными однимъ простолюдинамъ ; тотъ же Раз- вратинъ указываете что любовь къ родителямъ смѣшна : « если они дали тебѣ жизнь, — говорить онъ, — то не съ намѣреніемъ, но среди ■ взаимнаго своего наслажденія». Изъ вдохновителей нашихъ романиетовъ въ политиче- скомъ отношеніи первое мѣсто принадлежитъ Фенелону, романъ котораго «Приключенія Телемака, сына Улиссова» быль извѣетенъ въ оригиналѣ и распространился въ 9 из- даніяхъ и 5 переводахъ, и не только печатаю, но и въ руко- писяхъ. Фенелонъ изображаетъ всѣ отрицательный стороны самовластья, называя его « бичомъ », « злодѣемъ », « тира- номъ», посылая его «въ адъ», нанадаетъ на помощниковъ царя, придворныхъ, «все расхищающихъ », «льстецовъ», « лицемѣровъ », и ігротивополагаетъ идеалъ добраго царя,- любящагс народъ и защищающего его, устанавливающаго хорошіе законы и свободу слова, врага смертной казни и т. д. Къ числу особенно ревностныхъ проводниковъ идей Фенелона относится Херасковъ, бывшій въ 1778 г. курато-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1