Итоги XVIII века в России. Введение в русскую историю XIX века

— 471 — многихн (академикъ Миллери, Сумароковн) и для «избран- ныхъ», во время Екатерины II, какъ свидѣтельствуетн со- временники, «попала на вкуси мѣщанн, проетыхн людей, которые не знаютъ иностранішхъ языковъ». Она получала широкое распроетраненіе благодаря доступноститемы — освѣ- щеніе подлинной дѣйствительноети русской жизни — и ясно- сти цѣли, которую преслѣдовалъ этотъ родъ литературы: защита слабыхн противъ сильныхъ, «подлыхъ» противъ «благородныхъ». Тогдашній читательне бѣжалн дидактики, а скорѣе искалиее, желая уяснить себѣ добро' и зло' и дру- гіе вопросы нравственности жизни. Русекій критики 60 -хъ годовъ XIX в. былъ недоволеннсатирическими журналами за сто лѣтъ назадъ, потому что много было «слови», «лег- каго опиеанія», «чувства», желанія итти елѣдомъ за пра- вительетвомъ и его> реформами, а невпереди ; сатира-де напа- дала не на зло, а на злоупотребленія, не хотѣла видѣть связи всѣхъ частныхъ беззаконій съ общими механизмоми тогдашнейорганизаціи государстваи оти ничтожнѣйшихн улучшеній ожидала громадныхн слѣдствій; оттого, по мнѣ- нію критика, такая безплодность и безсиліе этой литературы и вмѣсто ожидавшихся результатовъ — «тайная экепедиція, уничтоженіе вольныхъ типографій, пытки, крѣпоетное право, иностранные учителя, бумажныя деньги, рекрутскіе наборы, безработица, взяточничество». Критики правн, говоря о раз- ладѣ между литературою и жизнью; правь, указывая на главное зло— « отсутствіе общей силы закона », но они не правь, обвиняя во всемилитературу;она тутине виновата. Ея лучшіе представителивсегда отстаивали высокій нрав- ственный и общественный идеални дали примѣры достой- ной независимости убѣжденій. Ви частностиви еатириче- скихн журналахн, особенно Новиковскихн, «многія блюда приготовлены очень солоно и для нѣжныхи вкусови благо- родныхн невѣжди горьковато». Почини ви журналистикѣ названнаго времени сдѣлала сама императрица « Всякой Всячиной» по образцу англійскаго « Спектатора», но какн далеко ушли оти нея другіе авторы по топу и направленію ! «Всякая Всячина» обнявила за правило«не цѣлить на особи, но единственнона пороки » и при этоми: « не называть сла- бостей пороками, хранить во веякомн случаѣ человѣколюбіе и не думать, чтобн людей соверпіенныхи найти можно было,

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1