Итоги XVIII века в России. Введение в русскую историю XIX века

— 473 — тыя соломой хижины изъ тонкаго заборника, дворы, огоро- женные плетнями, небольшая адоньи хлѣба, весьма малое число лошадей и рогатаго скота подтверждали, сколь ве- лики недостатки тѣхъ бѣдныхъ тварей, которыя богатство и величество цѣлаго государства составлять должны. Не пронускалъ я ни одного селенія, чтобы не разспраінивать о причинахъ бѣдности крестьянской. II слушая ихъ отвѣты, къ великому огорченно, всегда находилъ, что помѣщики ихъ сами тому были виною. О человѣчество ! тебя не знаютъ въ сихъ поселеніяхъ. О господство! ты тиранствуешь надъ по- добными себѣ человѣками. О блаженная добродѣтель, любовь къ ближнему! ты употребляешься во зло: глупые помѣщики сихъ бѣдныхъ рабовъ изъявляютъ тебя болѣе къ лошадямъ и собакамъ, а не къ человѣкамъ! Съ великимъ содрага- ніемъ чувствительнаго сердца, начинаю я описывать нѣко- торыя села, деревни и помѣщиковъ ихъ. Удалитесь отъ меня ласкательство и приетрастіе, низкія свойства подлыхъ дупгъ : истина перомъ моимъ руководствуетъ ». Эта истина о деревнѣ «Разоренной», о страданіяхъ и плачѣ дѣтей, во- піетъ къ человѣчеству и «премудрости, сидящей на нре- столѣ» и до сего дня; къ чести русской литературы слу- жить ея непрестанная забота о соціальной справедливости и равенствѣ, на ряду съ требованіями улучшенія собственно государетвеннаго порядка. Безотрадная картина службы въ екатерининское время не скрылась отъ вниманія сатириковъ : пренебрежете къ закону, произволъ, казнокрадство и взяточ- ничество — любимая тема нашей литературы. Сама импера- трица во «Всякой Веячинѣ» напечатала 12 заповѣдей подья- чимъ : не бери взятокъ ; не волочи дѣла, отъ тебя завися- щего ; не сотвори крючковъ ; не обходися грубо съ людьми ; не говори челобитчикамъ : завтра ; не дѣлай несправедли- выхъ изъ дѣлъ и законовъ выписей; не давай никому на- ставленій въ ябедѣ ; не напивайся пьянъ ; чеши всякій день голову, ходи чисто по своей возможности, безъ щегольства; покинь трусость въ разсужденіи иныхъ и дерзость въ раз- сужденіи другихъ и др. Изображеніе подобныхъ пороковъ въ сатирическихъ журналахъ обыкновенно ставится въ связь съ общей картиной нравовъ. Сатира на нравы у насъ вообще представляетъ большое богатство и разнообразіе красокъ : очевидно, обиленъ былъ матеріалъ жизни. «Формація этого

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1