Итоги XVIII века в России. Введение в русскую историю XIX века

— 475 — по необходимости, не сыскавъ лучшихъ учителей, принимали такихъ, которые лакеями, парикмахерами и другими по- добными ремеслами всю жизнь свою препровождали». По- тсму-то Новиковъ въ «Трутнѣ» и оповѣщаетъ читателей: «На сихъ дняхъ въ здѣшній портъ прибылъ изъ Бурдо корабль : на немъ, кромѣ самыхъ модныхъ товаровъ, при- везены 24 француза, сказывающіе о себѣ, что* они всѣ ба- роны, шевалье, маркизы и графы, и что они, будучи не- счастливы въ своемъ отечествѣ, по разнымъ дѣламъ, касав- шимся до чести ихъ, приведены были до такой крайности, что для пріобрѣтенія золота вмѣсто Америки принуждены были ѣхать въ Роіссію. Они во своихъ разсказахъ солгали очень мало : ибо, по достовѣрнымъ доказательствамъ, они всФ природные французы, упражнявшіеся въ разныхъ ре- меслахъ и должностяхъ третьяго рода. Многіе изъ нихъ въ превеликой жили сеорѣ съ парижскою полиціей, и для того сна, по ненависти своей къ нимъ, сдѣлала имъ привѣтствіе, которое имъ не полюбилось... и ради того пріѣхали они сюда и намѣрены вступить въ должности учителей и гоф- мейетеровъ молодыхъ благородныхъ людей. Любезные со- граждане! Спѣшите нанимать сихъ чужестранцевъ для воспитанія вашихъ дѣтей. Поручайте немедленно будущую подпору государства симъ побродягамъ, и думайте, что вы исполнили долгъ родительскій, когда наняли въ учители французовъ, не узнавъ прежде ни званія ихъ ни поведе- нія». Послѣ этого не покажется преувеличеніемъ, что Фон- визинъ сдѣлалъ Вральмана кучеромъ. Учитель изъ бывшихъ кучеровъ выведенъ еще раньше въ комедіи Екатерины II : «Вѣстникова съ семьей». Конечно, ни нравственнаго ни умственнаго воспитанія такіе учителя дать не могли : въ лучшемъ случаѣ, они обучали любезности, умѣнью одѣ- ваться, ловкости въ танцахъ. Эти качества, впрочемъ, рус- скіѳ молодые люди могли получать и путешествіями за гра- ницей. Большинство изъ нихъ, совершенно неподготовлен- ное, привозило изъ-за границы « только извѣетія, какъ тамъ одѣваются, пространное дѣлаютъ описаніе всѣмъ увеселе- ніямъ и позорищамъ того народа : но рѣдкій изъ нихъ знаетъ, на какой конецъ путешеетвіе предприниматься должно. Я почти ни отъ одного изъ нихъ не слыхалъ, чтобы сдѣлали они свои примѣчанія на нравы того народа, или

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1