Итоги XVIII века в России. Введение в русскую историю XIX века

— 476 - на узаконеніи, на полезныя учрежденіи и проч., дѣлающее путешествіе толико нужными. Мнѣ это совсѣмъ не нравится : лучше совсѣмъ не ѣздить, нежели ѣздить безъ пользы, а еще паче и ко вреду своего отечества» («Трутень»). И та- кихъ «молодыхъ русскихъ поросятъ, которые ѣздили по чужими землямъ для просвѣщенія своего разума и кото- рые, объѣздивъ съ пользою, возвратились уже совершен- ными свиньями, желающіе могли видѣть безденежно по многимиулицамисего города» («Трутень»).Ихъ можно было отличить по роскоши въ костюмахъ, завитыми волосами, пудрѣ, румянамии т. п. Ихъ можно узнать и по безобраз- ной смѣси иностранныхпи русскихн слови и оборотовъ: «Mon coeur Живописецъ! клянусь, что я всегда фелитирую твои листы безъ всякой дистракціи». Третій сатирическій журналъ Новикова « Кошелекъ », главными образомъ, были посвящени осмѣянію «чужебѣсія», а вмѣстѣ съ тѣмъ вну- шенію положительныхъ идеаловъ уваженія къ своему род- ному, изученія своего отечества... Все болѣе и болѣе чувство- валось, что авторъ какъ бы неудовлетворенъ своей сатирой: или онъ не могъ бы сказать такъ, какъ хотѣлъ, или не вѣрилъ въ благой результатъ. «Пишешь все пустое!» съ тоской говорить «Живописецъ». И вотъ въ дѣятельности Новикова открывается другая сторона. Новиковъ является типичнѣйшимъ общественнымъ дѣя- телемъ, стремившимся къ общему благу, сознательнымии принциліальнымъ защитникомн просвѣщенія масси, цѣнив- шими въ литературѣ большую нравственную силу, какъ немногіе изъ его современниковъ. И въ сатирическихъ жур- налахъ онъ не думалъ только смѣшить, какъ часто дѣлала Екатерина II, а стремился къ созданію общественнаго мнѣ- нія, котораго не было до того времени въ Россіи ; и оставивъ сатиру, въ которой стала дозволена лишь «веселая и легкая критика», онъ принялся за серьезноеи новое въ обществен- номъ смыслѣ дѣло — книгоиздательство. Сами себя воспитав- шій благодаря самодѣятельноети, серьезной вдумчивости въ прошлое и настоящее русской жизни, Новиковъ хотѣлъ, чтобы и сограждане его имѣли «свѣдѣнія о своихъ пра- родителяхъ » : « похвально любить и отдавать справедливость достоинствами ностранныхъ ; но стыдно презирать своихъ соотечественниковъ, а еще паче и гнушаться оными». Въ

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1