Итоги XVIII века в России. Введение в русскую историю XIX века

— 479 — По существу своему, масонство, ученіе спиритуалистиче- ское, близкое къ мистицизму, противоположно «вольтерьян- ству», основанномуна матеріализмѣ, и даже распространи- лось, можетъ-быть, какъ реакція «духу вѣка»; непосред- ственно гуманитарное содержаніе французскаго просвѣщенія XYIII в. — исканіе справедливости, понятіе о человѣческомъ достоинствѣ, вѣротерпимость, требованіе законности — были общеприняты, но въ борьбѣ между вѣрою и разумомъ масон- ство отдаетъ предпочтеніе первой. Въ содержаніи масонства есть какъ свѣтлыя положительный, такъ и темныя отрица- тельный стороны. Глубоко таящеесяна днѣ масонства вѣчное и высокое филантропическое чувство вело къ признанію человѣчеекаго достоинства, къ проповѣди взаимной любви и помощи, всяческой терпимости — религіозной, національ- ной, сословной, побуждало къ нравственному самоусовер- шенствованію и исканію идеала. В отъ какъ опредѣляетъ цѣль его одинъ опытный масонъ: « Масонство видитъ во всѣхъ людяхъ братьевъ, которыми оно открываетъ свой храмъ, чтобы освободить ихъ отъ предразсудковъ ихъ ро- дины и религіозныхъ заблужденій ихъ предковъ, побуждая людей ко взаимной любви и помощи. Оно никогоне ненавидитъ и не преслѣдуетъ, и цѣль его можетъ опредѣ литься такъ : изгладить между людьми предразсудки кастъ, условныхъ различій происхожденія, мнѣній и національностей ; уничто- жить фанатизмъ и суевѣріе ; искоренить международныя вражды и бѣдетвія войны ; посредствомъ свободнаго и мир- наго прогресса достигнуть закрѣпленія вѣчнаго и всеобщаго права, на основаніи котораго каждый человѣкъ лризванъ къ свободному и полному развитію всѣхъ своихъ способ- ностей ; споспѣшествовать всѣми силами общему благу и сдѣлать такими образомъ изъ всего человѣческаго рода одно семейство братьевъ, связанныхъ узами любви, познаній и труда». Какъ особое ученіе масонство способствовало и вы- работкѣ цѣльнаго міровоззрѣнія, обнимающаго Бога, міра и человѣка. Здѣсь начинаются уже недостатки ученія, пре- вращающагося въ свѣтскій монашескій орденъ, требующій аскетическаго треченія отъ міра, съ его радостямии при- вязанностями, отъ плоти — жилища сатаны, и идеализирую- щій смерть. Много отжившаго « средневѣковаго » и въ вы- думанной исторіи ордена отъ Адама, и въ склонностикъ

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1