Итоги XVIII века в России. Введение в русскую историю XIX века

— 480 — «тайнымъ» наукамъ (алхиміи выѣсто химіи, магіи вмѣсто физики, астрологіи вмѣсто астрономіи, теооофіи вмѣсто фило- софіи и пр.), и въ исканіи скрытаго гдѣ-то во внутренности земли филоеофскаго камня, являющагося всеобщимъ лѣкар- ствомъ или панацеей ; тутъесть даже какъ будто внутреннее противорѣчіе, ибо чисто нравственное духовное учеыіе стре- мится къ отысканію камня съ чисто матеріальнымъ евой- етвомъ превращенія грубыхъ металловъ въ благородные. Не менѣе дикимъ и нелѣпымъ должно признать стремленіе масонствакъ внѣшней обрядности и пышнымъ церемоніямъ, къ чиноначалію и дисцішлинѣ. Въ Россіи «тайныя» ученія масонства, борьба «системъ», обрядность были восприняты наивно и поверхностно и не играли существенной роли, и насмѣшки Екатерины II надъ « шаманами сибирскими » и «обманщиками», т.-е .масонами, были выраженіемъ скрытаго недовольства другой стороной русскаго масонства,въ кото- рой сказалось пробужденіе нравственной самодѣятельности русскаго общества. Масонство, какъ особое ученіе, палоі бы само собой, вслѣдствіѳ указанныхъ уже сущеетвенныхъ его недостатковъ, но русскіе масоны должны были пострадать отъ руки русскаго правительства, испугавшагоея « органи- заціи» масоновъ и увидѣвшаго въ ихъ широко-просвѣти- тельной дѣятельности покудіеніе на свои права. Русскіе масоны были прежде всего идеалистами, стремившимися по- знать міръ и себя и приблизиться къ нѣкоторому образу совершенстваи искавшими средствъ къ такому усовершен- ствованно нравственности къ развитію самопознанія. Много заблуждались русскіе масоны, но вмѣстѣ съ тѣмъ многіе изъ нихъ являютъ примѣры сильныхъ и независимыхъ характеровъ, что само по оебѣ уже имѣетъ моральное зна- ченіе, особенно при низкомъ уровнѣ нашего общества. Къ болѣѳ виднымъ русскимъ масонамъ-писателямъдолжно от- нести столь осмѣяннаго за свою «Россіаду» Хераскова, Но- викова и Шварца съ друзьями. Періодъ критики и сатиры они всѣ уже пережили. Теперь для нихъ насталовремя про- повѣди непорочностии чистоты сердца, хотя тутъ и ска- жется разница между ними въ отношеніи къ реальной дѣй- ствительности, будутъ пассивныеи активные. Херасковъ въ журналѣ «Полезное увеселеніе» училъ о добродѣтели, на- зывали пороки «слабостями», видѣлъ «счастіе человѣка въ

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1