Итоги XVIII века в России. Введение в русскую историю XIX века

— 481 — спокойной совѣсти » ; въ комедіи « Безбожникъ » изображалъ нравственное паденіе человѣка отъ дурного воспитанія, а въ комедіи « Ненавистники » — начало* самосознанія и само- обвиненія; въ своемъ эпосѣ Херасковъ проводилъ ту же идею нравственнаго ■ улучшенія человѣка: въ «Рос- сіадѣ » можно найти много примѣровъ торжества добро- дѣтели надъ зломъ, доказательствъ тщеты земного блеска; въ поэмѣ «Владимиръ» изображается человѣкъ, ко- торый « странствуетъ путемъ истины, срѣтается съ мірскими соблазнами, впадаетъ во мраки сомнѣнія. борется и, на- конецъ, преодолѣваетъ себя». Этотъ религіозно-мистическій или масонскій смыслъ имѣли и лекціи Шварца по исторіи философіи. Различая разные роды познанія, онъ говорилъ о познаніи долезномъ, необходимомъ для человѣка : « оно научаетъ насъ истинной любви, молитвѣ и стремлению духа къ вышнимъ понятіямъ. Къ симъ-то послѣднимъ познаніямъ человѣкъ стремиться долженъ для своего блага: ибо онъ въ сей жизни только путешественникъ, а въ будущей — гражданинъ». Того же характера масонское ученіе и Ло- пухина, который отгораживалъ русское масонство отъ заяіад- наго опредѣленіемъ : « нашего общества предметъ былъ добродѣтель и стараніе, исправляя себя, достигать совершен- ства, при сердечномъ убѣжденіи о совершенномъ ея въ насъ недоетаткѣ ; а система наша, что Христосъ — начало и конецъ всякаго блаженства и добра въ здѣшней жизни и будущей». Въ «Запискахъ о. своей жизни» Лопухинъ раз- сказываетъ, что «члены масонскаго общества упражнялись въ познаніи самого себя, творенія и Творца, по правилами науки, содержащимся въ Библіи и въ писаніяхъ мужей, непосредственными откровеніемъ просвѣщенныхъ отъ Бога, — науки, открывающей начало всѣхъ вещей, безъ познанія коихъ никогда натура вещей истинно извѣстна быть не можеть». Для руководства къ такому «моральному пере- рожденію» въ христіанскомъ духѣ Лопухинъ написали «Нравоучительный катихизисъ истинныхъ франки -масо- новъ », присоединивъ его впослѣдствіи къ сочиненіямъ : «Духовный рыцарь, или ищущій премудрости» и «О вну- тренней церкви». Къ раннимъ сочиненіямъ Лопухина от- носится написанное ими въ оправданіе своего масонства, такъ какъ раньше Лопухинъ былъ тоже « вольтерьянецъ », Итоги ХѴШ вѣіса. 31

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1