Итоги XVIII века в России. Введение в русскую историю XIX века

— 482 — « Разсужденіе о злоупотребленіи разума нѣкоторыми но- выми писателями и опроверженіе ихъ вредныхъ пра- вилъ». Менѣе замѣтенъ духовный переломъ въ Нови- ковѣ, такъ что относительно нѣкоторыхъ его изданій существу етъ разногласіе — • масонскія они или нѣгъ (Не- зеленовъ и Пыпинъ объ «Утреннемъ Свѣтѣ»), а въ его біографіи, при всемъ ея внѣшнемъ разнообразіи, видятъ строгую послѣдовательность, органичность развитія, един- ство благороднаго нравственно-общественнаго настроенія. Въ отличіе отъ масоновъ, пассивно, «на словахъ» воспринимав- шихъ нравственное ученіе ордена и весьма мало думавшихъ о борьбѣ со зломъ міра и о водвореніи началъ равенства, терпимости, взаимопомощи, Новиковъ явился предсгавитс- лемъ именно дѣятельнаго идеализма. Въ нравственномъ пере- рожденіи общества онъ видѣлъ силу масонства, нагпелъ примиреніе внутренняго разлада, мучившаго лучшихъ лю- дей XVIII в. Вмѣістѣ со Шварцемъ и друзьями онъ думалъ направить общественныя силы на благотвореніе и на рас- пространение въ массѣ истиннаго просвѣщенія. Не религіоз- ный, а политический и соціальный вопроси постепенно вы- двигался въ ихъ дѣятельности, какъ неизбѣжный резуль- татъ, правда, сначала въ духѣ Руссо или современнаго намь Льва Толстого, н.о съ теченіемъ времени въ болѣе и болѣе кон- кретныхъ формахъ : не даромъ ставятъ рядомъ « по обществен- ному настроенію », несмотря на разницу исходныхъ точекъ, Новикова и Радищева. Отраженіе «маеонскихъ» идей Нови- кова, Шварца и др. можно найти въ журналахъ Новикова: « Утренній Свѣтъ» (издавался въ 1777 году съ благотвори- тельной цѣлыо, въ пользу основанія въ С.-Петербургѣ первоначальныхъ училищъ для бѣдныхъ и сиротъ), «Мо- сковское Изданіе» (1781), «Вечерняя Заря» (1782), «Приба- вление къ Моековскимъ Вѣдомостямъ» (1783 и 1784), «По- коящийся Трудолюбецъ» (1784 и 1785). Въ этихъ журналахъ есть переводы и оригинальный статьи по разными вопро- сами. Общій характеръ опредѣляется подборомъ статей, отвѣчающихъ настроению авторовъ-издателей. Статей масон скихъ, въ узкомъ смыслѣ, излагающихъ исторію, таинства, символы масонства, немного: въ «Утреннемъ Свѣтѣ» — о терапевтахъ и ессеяхъ, которыхъ масоны считали своими предшественниками, описаніе одного мистическаго рисунка

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1