Итоги XVIII века в России. Введение в русскую историю XIX века

— 483 — «храма природы и премудрости», письмо о связи масонства съ древними мистеріями ; въ « Московскомъ Изданіи » — объ « алхимистскихъ адептахъ» въ статьѣ «Празднаго времени упражненіе » и о преемствѣ ордена съ Адама въ статьѣ «Состояніе человѣка передъ грѣхопаденіемъ » ; въ «Ве- черней Зарѣ» — « Предувѣд омлете къ читателямъ» объ- .ясняетъ «гіероглифъ» самаго названія журнала, изло- женіе « египетскаго » ученія, якобы основы масонства ; въ «Покоящемся Трудолюбцѣ» дань масонству можно ви- дѣть въ статьѣ о каббалѣ. Больше статей въ этихъ журна- лахъ посвящено борьбѣ съ скептически-матеріалистическимъ направленіемъ вѣка въ защиту духовности и безсмертія человѣческой души. Противъ « вольнодумцевъ и невѣрую- щихъ» выдвигается цѣлый арсеналъ доказательствъ бого- словскаго характера. Для обоснованія нравственности и самопознанія авторы обращаются къ философіи, логикѣ, психологіи. Паука и знаніе не отрицаются («Утренній Свѣтъ»), развитіе науки, вмѣстѣ со свободой и огражденіемъ права собственности, считается даже необходимыми усло- віемъ благоеостоянія и могущества народа (« Прибавленія къ Московскими Вѣдомостямъ»), но она должна быть, глав- ными образомъ, направлена на самопознаніе, «къ совершен- ному разрѣшенію оной загадки : на какой конецъ человѣкъ родится, живеть и умираетъ, и ежели они при учености своей злое имѣетъ сердце, то доетоинъ сожалѣнія и со всѣмъ своими знаніемъ есть сущій невѣжда, вредный самому себѣ, ближнему и цѣлому обществу». Идеализмъ авторовъ неиз- бѣжно носитъ отвлеченный характеръ « свободы и блаженства въ себѣ » ; ветрѣчается сентиментально-идиллическое про- славлен іе природы, но все земное — богатство, величіе, власть — представляется тщетными и суетными; смерть вос- хваляется какъ благо. Съ этой холодной высоты резонирую- щаго разума, безъ той теплоты чувства, которой бы мы могли ожидать отъ нравственно наетроенныхъ людей, высказано не мало общественночполезныхъ идей о вредѣ и нелѣпости войны, поединковъ, о необходимости образованія женщинъ и равенетвѣ ихъ въ бракѣ ; политическіе взгляды масоновъ не отличаются особенной опредѣленностыо, но и передъ ними рисуется возвышенный идеалъ государя, они просла- бляютъ 'законъ, осмѣиваютъ льстецовъ государя, плутовъ- 31 *

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1