Итоги XVIII века в России. Введение в русскую историю XIX века

— 484 — подьячихъ и всяческое нелравосудіе ; противъ « рабства » разсѣяно не мало замѣчаній филантропического свойства («какая нужда! какая печаль!»), но «Письмо къ другу», помѣщенное въ «Покоящемся Трудолюбцѣ», напоминаетъ прежняго издателя «Живописца». Съ сердечной горестью' глядитъ авторъ письма на крестьянъ : Они, работою и зноемъ утомлены, Трудятся для себя, но болѣе для насъ, Отдохновенія едва ль имѣютъ часъ : Кровавый потъ они, трудяся, проливаютъ И пишу нужную для насъ приготовляютъ. Для нашей роскоши, для прихоти своей Мы мучимъ не стыдясь, подобныхъ намъ людей ; Съ презрѣньемъ нѣкоимъ на ихъ труды взираемъ, Гордяся лѣностью, ихъ силы изнуряемъ ; Не помнимъ и того, что на одинъ конецъ Равно готовить всѣхъ, и насъ и ихъ, Творецъ. Какъ роскошь я мою трудомъ ихъ измѣряю, Почтенье къ нимъ храню, къ себѣ его теряю. Неужто будетъ вѣкъ одна для нихъ чреда Для пользы нашей жить, а намъ для ихъ вреда? Не можетъ быть того! Творецъ сіе исправить, Унизить гордость въ насъ, ихъ выше насъ поставить- О гордость! корень зла и всѣхъ грѣховъ вина, Причина варварства и рабства — ты одна ! Особенный интересъ въ названныхъ журналахъ нредста- вляютъ статьи о воепитаніи, «источникъ благополучія и несчастія народовъ». Такъ, въ статьѣ, вѣроятно, Шварца, въ « Прибавленіяхъ къ Московскими Вѣдомостямъ », дана цѣлая «система», пожалуй, не уступающая Локку. По- будительными мотивомъ къ пересмотру вопроса о воспитаніи является безотрадная картина нравовъ : разсѣянная и легко- мысленная жизнь, модничанье (кокетки и франты), при- страстие къ чужому и пр. Задача воспитанія — «сдѣлать- дѣтей благополучными и приготовить хорошихъ гражданъ».. Для выполненія такой задачи нужны хорошіе воспитатели,.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1