Итоги XVIII века в России. Введение в русскую историю XIX века

«подпора всего добра»; ихъ нужно строго выбирать, но, выбравъ, уважать. Они, довѣряя уму, нравственному чув- ству и волѣ дѣтей, будутъ воспитывать ихъ физически, со- гласно съ требованіями гигіены и медицины, нравственно, но не одно сердце, а и разумъ, ибо, по мнѣнію автора, воля и умъ тѣсно связаны, истинная нравственность основывается на логическомъ мышленіи и знаніяхъ. Особенно цѣнна эта мысль о равноправности воспитанія и образованія въ XVIII в. и еще въ маоонскомъ журналѣ! Заслуживаетъ вниманія и наставленіе о религіозномъ воепитаніи не путемъ зубренія трудныхъ и непонятныхъ молитвъ, обрядовъ и т. п., а при- ближеніемъ къ природѣ, чтеніемъ евангелія, предчувствіемъ тайны міра. Послѣ сдѣланнаго нами обзора идейнаго содержанія рус- ской литературы XVIII в. не остается чрезвычайныхъ темъ, ни особой новизны въ ихъ освѣщеніи даже для такихъ лю- дей, какъ Фонвизинъ, Державинъ, Радищевъ. Они даютъ лишь итоги, вмѣсто разбросаннаго и случайнаго нѣчто цѣль- ное, въ болѣе или менѣе художественной, прочувствованной формѣ; «чужое», благодаря внутренней переработкѣ, ста- новится уже «своимъ». Фонвизинъ избралъ родъ литературы, которому наиболѣе прилично названіе нравоучительнаго. Слава Фонвизина и до сего дня зиждется на комедіяхъ: «Бригадиръ» (1766) и «Недоросль» (1782), и напрасно онъ не послушался совѣта князя Потемкина послѣ представленія «Недоросля»: «умри, Денисъ, или больше уже ничего не пиши». Остальныя со- чивенія, дѣйствительно, или перепѣвы мотивовъ первыхъ комедій, или старческое брюзжанье склонившагося къ мистицизму былого «вольтерьянца». Картина нравовъ, на- рисованная Фонвизинымъ, намъ уже знакома. Въ « Брига - дирѣ» она изображена легко и насмѣшливо, въ «Недо- рослѣ »— глубже и трагичнѣе. «Въ семействахъ Простако- выхъ, —говорить Вяземскій, — трагичеекія развязки нерѣдки. Архивъ уголовныхъ дѣлъ нашихъ можетъ представить тому многочисленный доказательства. Вотъ нравственная сторона творенія сего, и патріотическая мысль, его одушевляющая, достойна уваженія и признательности. Можно сказать, что подобное исполненіе не только хорошее сочиненіе, но и доброе дѣло». Серьезную сторону комедіи «Недоросль» под-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1