Итоги XVIII века в России. Введение в русскую историю XIX века

— 486 — черкиваеть и историкъ Ключевскій, говоря : « гѳрои Недо- росля вовсе не забавны, а нетерпимы», «смѣхъ въ театрѣ смѣняется тяжелымъ раздумьемъ по выходѣ изъ него», « прошли забавныя положенія людей, но люди остались и снова могутъ встрѣтиться». Въ «Бригадирѣ» представлены комичоскія стороны обоихъ поколѣній : стараш и новаго. Бригадиръ — « военный человѣкъ, а притомъ и кавалеристъ, не столько иногда любить жену свою, сколько лошадь», способный «разомъ ребра два выхватить» у сына, начитан- ный лишь въ военныхъ артикулахъ. Совѣтникъ — «бывалъ судьей: виноватый, бывало, платить за вину свою, а пра- вый за свою правду», также говаривалъ, «что взятки и запрещать невозможно. Какъ рѣшить дѣло за одно свое жалованье? Этого мы, какъ родились, и не слыхивали! Это противъ натуры человѣчеокой », въ своихъ любовныхъ по- хожденіяхъ онъ готовъ продать и Бога, напоминая своимъ кощунетвомъ и ханжествомъ мольеровскаго Тартюфа, только погрубѣе. Бригадирщѣ — «скучны всѣ тѣ рѣчи, отъ кото- рыхъ нѣтъ никакого барыша», она «за рубль рада вытер- пѣть горячку съ пятнами» и притомъ необыкновенно свар- лива: «Бригадиръ до женитьбы не вѣрилъ, что и чоргь есть ; однакоже, женяся, скоро повѣрилъ, что нечистый духъ экзистируетъ ». Совѣтница представляетъ другую разновид- ность вѣка: она не хозяйка-скопидомка, а щеголиха, счи- тающая всѣ правила нравственности за предразсудки, обожающая Иванушку, « французскаго повѣсу». Если при- чина порока бригадировъ, совѣтниковъ и бригадиршъ невѣжество, отсутствіе образованія, то Иванушки — плодъ дурного воспитанія. Избалованный сначала дурой-матерыо, потомъ учившійея въ пансіонѣ какого-то французскаго ку- чера, наконецъ, заканчивавшій образованіе на парижскихъ бульварахъ, Иванушка не могъ, конечно, «украсить голову снутри». Нѣкоторые критики хотѣли видѣть въ карикатур- номъ изображеніи петиметровъ, щеголихъ, французоманіи какъ бы противоположеніе идеальной древне-русской про- стой, семейственности и т. д. Но картина семейства Проста- ковыхъ въ « Недорослѣ » иеключаетъ возможность какой-либо идеализаціи «старины» : это какіе-то выродки старой Руси, со- вершенно незатронутые петровской реформой. Главное дѣй- ствующее лицо комедіи, Простакова, стало нарицательнымъ

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1