Итоги XVIII века в России. Введение в русскую историю XIX века

— 488 — ритьея въ жизнь, благородные герои всегда будутъ походить на моралиетическіе манекены, и это обстоятельство не должно имъ ставиться въ особую фальшь. Что же « проповѣдуетъ » авторъ устами излюбленныхъ героевъ ? Для этого достаточно прислушаться къ рѣчамъ Стародума. Для пониманія этого нарицательнаго имени можно припомнить, что въ 1788 году Фонвизинъ хотѣлъ издавать журналъ «Стародумъ» или «Другъ честныхъ людей» съ цѣлыо преслѣдоватв всевоз- можные пороки общества: казнокрадство, взяточничество и праздность чиновниковъ, высокомѣріе и произволъ сильныхъ людей, придворныхъ, ихъ пустоту и мотовство, современную распущенность нравовъ, невѣжеетво, суровость къ крестья- намъ дурныхъ помѣщиковъ... Таковъ Стародумъ и въ ко- медіи. Человѣкъ своего вѣка, онъ согласуетъ свои совѣты съ указаніями западно-европейской философіи, называя, а чаще скрывая своихъ вдохновителей. «Кто написалъ Теле- мака, тотъ перомъ своимъ нравовъ развращать не станетъ», говорить Стародумъ о Фенелонѣ. Главное — нравы, добро- дѣтель. « Имѣй сердце, имѣй душу и будешь человѣкъ во всякое время. На все прочее мода: на умы мода, на знанія мода, какъ на пряжки, на пуговицы. Безъ души просвѣ- щеннѣйшая умница — жалкая тварь. Невѣжда безъ души звѣрь». «Воспитаніе должно быть залогомъ благосостоянія государства. Отъ дурного воспитанія всѣ неечастныя слѣд- ствія». Стародумъ «желалъ бы, чтобы при всѣхъ наукахъ не забывалась главная цѣль всѣхъ знаній человѣческихъ— благонравіе. Просвѣщеніе возвышаетъ одну добродѣтельную душу». Основа добродѣтели, по Стародуму, честность, честь. Съ нею сопрягается исполненіе долга передъ отечеетвомъ, истинное счастье семейное, характеръ отношеній къ себѣ подобнымъ. Быть « благонравнымъ » выгодно, «какъ скоро веѣ увидятъ, что безъ благонравія никто не можетъ выйти въ люди ; что ни подлой выслугой и ни за какія деньги нельзя купить того, чѣмъ награждается заслуга; что люди выбираются для мѣстъ, а не мѣета похищаются людьми». Это достижимо, конечно, при идеальномъ государѣ.. «Ве- ликій государь есть государь премудрый. Его дѣло показать людямъ прямое ихъ благо. Слава премудрости его та, чтобъ править людьми, потому что управляться съ истуканами нѣтъ премудрости. Крестьянинъ, который плоше всѣхъ въ

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1