Итоги XVIII века в России. Введение в русскую историю XIX века

— 491 — и страхъ ! Мы — гордость съ бѣдностыо совмѣстна ! Сегодня — - богъ, а завтра прахъ! Сегодня льстить надежда лестна, а завтра — гдѣ ты человѣкъ? Едва часы протечь успѣли, хаоса въ бездну улетѣли, и весь, какъ сонь, прошелъ твой вѣкъ ! » И это стихи изъ лучшей « нравственно-философской » оды Державина. Спасеніе отъ страха смерти Державинъ ищетъ не въ сознаніи, что въ «потокѣ временъ» тонуть однѣ только формы, а не идеи, а— въ безсмертіи души, цер- ковномъ ученіи о Богѣ и «правилахъ любомудрія» : «Жизнь мудраго — жизнь наслажденія всѣмъ тѣмъ, природа что даетъ. Не спать въ свой вѣкъ и съ попечения не чахнуть, коль богатства нѣтъ; знать малымъ пробавляться скромно, жить съ беззаконными законно, чтить доблесть, не любить порокъ, со всѣми и всегда ужиться, но только съ добрыми дружиться : вотъ въ чемъ былъ Аристипп овъ толкъ ». Въ противоположность Державину — поэту, схватившему лишь внѣшнюю сторону вѣка й не безъ противорѣчій самому себѣ, Радищевъ является мыслителемъ самостоятельнымъ и принципіальнымъ, напоминавшими, «что нужно въ жизни имѣть правила, дабы быть блаженнымъ, и что должно быть тверду въ мысляхъ, дабы умирать безтрепетно». Человѣкъ необыкновенно воспріимчивый и впечатлительный въ идей- номъ и житейскомъ смыслѣ, онъ отрази лъ въ своей « много- страдальной » книгѣ : « Путешествіе изъ Петербурга въ Москву» ( 1790 . Въ Санктпетербургѣ) и свои «мечтанія» и «несносное пробужденіе». Эти мечтанія, съ одной стороны, плодъ лекцій профессоровъ Лейпцигекаго университета, учившихъ, какъ Геллертъ, о служеніи истинѣ и добродѣ- тели, или критиковавшихъ, какъ Платнеръ, содіальныя от- ношенья между богатыми и бѣдными ; съ другой — результатъ изученія французскихъ философовъ и писателей. Будучи студентомъ, Радищевъ, говоря его словами, «учился мы- слить» по книгѣ Гельвеція «о разумѣ», предпочитали курсу профессора Бёме изученіе сочиненій Мабли, возбуждавшаго революціонный духъ разсужденіями о свободѣ и равенствѣ, объ обязанностяхъ гражданина; сочиненіе Радищева обна- руживаетъ близкое знакомство послѣдняго съ Руссо, энци- клопедистами (особенно Гольбаха «Система природы»), Рей- налемъ (« Философская и политическая исторія европейскихъ колоній и европейской торговли въ обѣихъ Индіяхъ»),

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1