Итоги XVIII века в России. Введение в русскую историю XIX века

492 — « Пробужденіе » отъ возвышенныхъ и благородныхъ мечта- ній заключалось въ близкими соприкосновеніи съ дѣйстви- телъностыо русской жизни, общее впечатлѣніе которой Ра- дищевъ выразилъ въ эпиграфѣ къ своей книгѣ: «чудище обло, озорно, огромно, етозѣвно и лаяй». Эта пропасть ме- жду идеаломъ и дѣйствительностью, мучившая « чувстви- тельную» душу, и была, вѣроятно, главной побудительной причиной къ сочиненію книги! Радищевъ хотѣлъ быть писателемъ, чтобы «соучастникомъ быть во благодѣйствіи себѣ подобными», искали нравственнаго удовлетворенія въ томъ, «если твореніемъ своими моги просвѣтить хотя еди- наго; блаженъ, если въ единомъ хотя сердцѣ посѣялъ добродѣтель». Такимъ образомъ идейная сторона книги и ея реальное содержаніе тѣсно спаяны одной цѣлью — при- нести пользу обществу. Все, что крупицами, по частями, въ формѣ намековъ и иносказаній, высказывалось въ об- личительныхъ произведеніяхъ русской литературы XVIII в., въ « Путешеетвіи » соединено въ одинъ фокусъ, сказано прямо и сильно ; и при этомъ освѣщено такимъ полными и стройными міроеозерцаніемъ, которое обнаруживаетъ уже не ученическое, а вполнѣ сознательное, и глубокое усвоеніе умственныхъ теченій западно-европейской мысли. Въ этомъ смыслѣ, Радищевъ представляетъ дѣйствительное свидѣ- тельство зрѣлости русской мысли, которая не проходитъ без- слѣдно, какъ проходитъ чужое и случайное, а создаетъ прочную традицію и измѣняетъ дѣйетвительность, несмотря на всякія препятствія. Судьба книги и ея автора извѣстны. Книга была изъята изъ употребленія. Писатель предали уголовному суду и осужденъ за то, что наполнили книгу «самыми вредными уметвованіями, разрушающими покой общественный, умаляющими должное къ властямъ уваженіе, стремящимися къ тому, чтобы произвести въ народѣ пегодо- ваніе противу начальниковъ и начальства, и, наконецъ, оскорбительными и неистовыми израженіями противу сана и власти царской». Въ чемъ же заключаются «вредныя умствованія» преступнаго писателя? Исходной точкой для Радищева является природа и про- свѣщенный разумъ. «Я обратили взоры мои во внутренность мою и узрѣлъ, что бѣдствія человѣка происходятъ отъ че- ловѣка, и часто отъ того только, что онъ взираетъ не прямо

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1