Итоги XVIII века в России. Введение в русскую историю XIX века

— ; 494 — ваться. Но если кто про кого скажетъ правду, бранью ли то почитать, того въ законѣ нѣтъ. Какой вредъ можетъ быть, если книги въ печати будутъ безъ клейма полицей- скаго? Не токмо не можетъ быть вреда, но польза, польза отъ перваго до послѣдняго, оть малаго до великаго, отъ царя до послѣдняго гражданина». «Ценсура, — говорить онъ въ главѣ « Торжокъ », — -сдѣлана нянькою разсудка, остроумія, воображенія, всего великаго и изящнаго. Но гдѣ есть няньки, то слѣдуетъ, что есть ребята, ходятъ на помочахъ, отчего нерѣдко бываютъ кривыя ноги ; гдѣ есть опекуны, слѣдуетъ, что есть малолѣтніе, незрѣлые разумы, которые собою пра- вить не могутъ. Если же всегда пребудутъ няньки и опе- куны, то ребенокъ долго ходить будетъ на помочахъ и со- вершенный на возрастѣ будетъ калѣка... Таковы вездѣ бываютъ слѣдствія обыкновенной ценсуры, и чѣмъ она строже, тѣмъ слѣдствія ея пагубнѣе». Отъ свободы, такъ сказать, личной Радищевъ переходить къ свободѣ общественной. Человѣкъ вмѣстѣ съ тѣмъ и гра- жданинъ. И въ подтверждете этого тезиса Радищевъ -ссы- лается на естественное право и свободный договоръ. «Че- ловѣкъ родится въ мірѣ, — говорить онъ, — равенъ во всемъ одинъ другому. Веѣ одинаковые имѣемъ члены, всѣ имѣемъ разумъ и волю. Слѣдовательно, человѣкъ безъ отношенія къ обществу есть существо, ни отъ кого не зависящее въ своихъ дѣяніяхъ... Какія же ради вины обуздываетъ онъ свои хотѣнія? Почто поставляетъ надъ собою власть ? Для своея пользы, скажетъ разсудокъ ; для своея пользы, ска- жетъ внутреннее чувство ; для своея пользы, скажетъ мудрое законоположенье. Слѣдетвенно, гдѣ нѣтъ его пользы быть гражданиномъ, тамъ онъ и не гражданинъ. Слѣдственно, тотъ, кто восхощетъ его лишить пользы гражданскаго зва- нія, есть его врагъ. Противъ врага своего онъ защиты и мщенія ищетъ въ законѣ. Если законъ не въ силахъ за- ступить человѣка, или того не хочетъ, или власть его не можетъ мгновенное въ предстоящей бѣдѣ дать вспомоще- ствованіе, тогда пользуется гражданинъ природными ира- вомъ защищенія, сохранности, благосостоянія». И неудиви- тельно послѣ этого обращеніе Радищева въ одѣ «Вольность» (помѣщена въ главѣ «Путешеетвія», называющейся «Тверь») къ Кромвелю съ такими словами: «Я чту, Кромвель, въ

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1