Итоги XVIII века в России. Введение в русскую историю XIX века

— 495 — тебѣ злодѣя, что, власть въ рукѣ своей имѣя, ты твердь свободы сокрушилъ. Но научилъ ты въ родъ и роды, ка.къ могутъ мстить себя народы : ты Карла на судѣ казнилъ ». Насколько высоко цѣнилъ Радищевъ вольность, видно изъ его совѣта : « Если ненавистное щастіе истощить надъ тобою всѣ стрѣлы свои, если добродѣтели твоей убѣжища на земли не останется, если доведенну до крайности не будетъ тебѣ покрова отъ угнетенія, тогда спомни, что ты человѣкъ, восномяни величество твое, восхити вѣнецъ блаженства, его же отъяти у тебя тщатся. Умри». Свои принципы Радищевъ приложилъ къ русской жизни. Онъ далъ ея вѣрную картину : объ этомъ свидѣтельетвуютъ всѣ историки. Онъ далъ ей вѣрную оцѣнку: это говорить намъ чувство справедливости. Обличенія Радищева касаются всѣхъ сторонъ русской жизни, всѣхъ ея язвъ, прежде всего крѣпостного права, администраціи, судебныхъ порядковъ, состоянія просвѣщенія, нравовъ. Обстановка жизни народ- ной массы, на которой, однако, зиждется все благосостояніе гоеподствующихъ классовъ, ужасна. Курная изба, темная, грязная, тѣсная; «пустыя щи»; «посконная рубаха, обувь, данная природою, онучки съ лаптями для выхода». «Вотъ въ чемъ почитается по справедливости источникъ государ- ственнаго избытка, силы, могущества; но тутъ же видны слабость, недостатки и злоупотребленія законовъ и ихъ шероховатая, такъ сказать, сторона. Тутъ видна алчность дворянства, грабежъ, мучительство наше и беззащитное нищеты соетояніе». Склонный къ нѣкоторой напыщенности въ слогѣ (то же и у Рейналя), но вполнѣ искренній въ чув- ствахъ, Радищевъ восклицаетъ далѣе: «Звѣри алчные, пія- вицы ненасытный, что крестьянину мы оставляемъ?-— то, чего отнять не можемъ, — воздухъ. Да, одинъ воздухъ. Отъемлемъ у него нерѣдко не токмо даръ земли, хлѣбъ и воду, но и самый свѣтъ. Законъ запрещаетъ отъяти у него жизнь. Но развѣ мгновенно. Сколько способовъ отъяти ее у него постепенно! Съ одной стороны почти веесиліе; съ другой — немощь беззащитная. Ибо помѣшикъ въ отношеніи крестьянина есть законодатель, судія, исполнитель своего рѣшенія и, по желанію своему, истецъ, противъ котораго отвѣтчикъ ничего сказать не смѣетъ. Се жребіи заклепан- наго въ узы, се жребіи заключеннаго въ смрадной темницѣ,

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1