Итоги XVIII века в России. Введение в русскую историю XIX века

— 499 — сподствующее сословіѳ въ нравственномъ отношеніи гораздо ниже тѣхъ, надъ кѣмъ ему приходилось властвовать, въ умственномъ же — нисколько не выше ихъ» (Семевскій). Вообще картины русской жизни, возстанавливаемыя на осно- ваніи обличительной литературы, будутъ неполны и одно- сторонни, ибо, уже въ силу своей основной особенности, сатира останавливается лишь на темныхъ сторонахъ жизни. Русская литература ХУ III в., помимо бытового матеріала, большею частію отрицательнаго характера, заключаешь въ себѣ, кроме того, немало положительными идей личнаго и общественнаго характера. Она искренне и горячо защищала просвѣщеніе, выставивъ задачи его, идеальныя и для на- шего времени, уясняла права личности въ ея государствен- ныхъ и соціальныхъ отношеніяхъ, наконецъ, открыто по- ставила вопроеъ объ освобожденіи крестьянъ. Говорить, эти идеалы не наши, заимствованы съ Запада. Для насъ вопроеъ о заимствованіи — второстепенный, а главное — въ томъ, на- сколько эти идеи согласуются съ правдой и справедливостью. Напротивъ, мы считаемъ заслугой русской литературы XVIII в. внесете въ русскую жизнь плодотворныхъ идей, выработанными западно - европейской мыслью и жизнью. Однако разладъ между русской дѣйствительностью и идеа- лами былъ и особенно чувствительный для некоторыми лич- ностей. Разладъ неизбѣжный. Чужая мысль, да еще въ та- комъ апріорно-отвлеченномъ построеніи, какъ то бывало въ XVIII в., не могла сразу войти въ плоть и кровь руескаго общества; претворенію мѣшали и нѣкоторыя специфическія условія русской жизни. Несмотря на этотъ, какъ мы ска- зали, неизбежный разладъ, двойственность въ настроеніяхъ, компромиссы съ действительностью, — все же Процессъ за- кономернаго' развитія русской общественной мысли совер- шался. Господствовавшая вначале «мода на идеи» (она тоже важна, какъ известная ступень умственнаго развитія) сменяется мучительными томленіемъ въ поискахъ за гар- моничными міросозерцаніемъ. Действовавшая сперва со- гласно съ правительствомъ, поскольку шла борьба съ цер- ковью и суеверіями, съ злоупотребленіями администраціи, съ невежествомъ, русская общественная мысль, после тя- желыхъ испытаній, убедилась, что ея путь особый, терни- стый, но славный. И съ этого момента начинается традиція.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1