Итоги XVIII века в России. Введение в русскую историю XIX века

— 40 — отрывочно опредѣляютъ отдѣльные частные казусы, и нро- бѣлы которыхъ восполняются указаніями обычая, оно за- мыкается въ форму подробныхъ, обширныхъ уставовъ,. предусматривающихъ и старающихъ опродѣлить каждую мельчайшую деталь». Петръ Великій не отрицаетъ за своими, подданными потенціальной способности къ воспріятно всѣхъ. тѣхъ культурныхъ благь, которыми наслаждаются западно- европейскіе народы и которыя онъ намѣревался своею ре- формою пересадить на русскую почву. По мнѣнпо П. Н. Ми- люкова, Петръ Великій, приступая къ своему дѣлу, аргу- ментировалъ, вѣроятно, такъ же, какъ и его современникъ Корбъ, а именно: «Русскіе не хуже другихъ народовъ ода- рены отъ природы. У насъ такіе же руки, глаза и тѣлееныя способности, какъ у людей другихъ нацтй ; если тѣ развили свой умъ, то почему же намъ не развить его : развѣ мы ка- кіе-нибудь выродки человѣческаго рода? Умъ у насъ такой же, и успѣвать мы будемъ такъ же, если только захотимъ». Принявъ психологическую догадку упомянутаго ученаго,. какъ весьма правдоподобную, надо сказать, что она припи- сываетъ Петру аргументацію, построенную на идеѣ « есте- ственная» или « нормальнаго » человѣка. Но о послѣднемъ, поскольку рѣчь идетъ о русскихъ, Петръ держится очень, низкаго мнѣнія : русскіе для него либо животныя, либо дѣти. « я, — говорить онъ, — имѣю дѣло не съ людьми, а съ жи- вотными, которыхъ хочу передѣлать въ людей»... «Нашъ народъ, яко дѣти, — заявляешь онъ далѣе, — неученья рады, которыя никогда за азбуку не примутся, когда отъ мастера не принуждены бываютъ, которымъ сперва досадно кажется, но когда выучатся, потомъ благодарятъ, что явно изъ всѣхъ. нынѣшнихъ дѣлъ ». Не мудрено, что при такомъ взглядѣ- на подданныхъ государство Петра развиваетъ широкую по- лицейскую дѣятельность, подчиняющую своему бдительному попеченію и контролю даже самые интимные уголки частной и личной жизни. Подданный Петра Великого, читаемъ мы у М. Богословскаго, «не только обязанъ былъ нести уста- новленную указами службу государству, онъ долженъ былъ жить не иначе, какъ въ жилищѣ, построенномъ по- «указному» чертежу, носить «указное» платье и обувь, Пре- даваться «указнымъ» увеселеніямъ, «указнымъ» порядкомъ

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1