Итоги XVIII века в России. Введение в русскую историю XIX века

— 41 — и въ « указныхъ » мѣстахъ лѣчиться, въ « указныхъ » гробахъ хорониться и«указнымъ» образомъ лежать на кладбищѣ, предварительно очистивъ душу нокаяніемъ въ «указные» сроки». Описанный громадный кругъ заботь о поддан- ныхъ, принятыхъ на себя властью при Петрѣ Великомъ, только съ виду находится въ противорѣчіи съ раньше характеризованной нами же программою этого государя. На самомъ же дѣлѣ туть нѣтъ никакого противорѣчія, такъ какъ благоденствіе подданныхъ въ заботахъ петров- скаго правительства являлось только средствомъ для возвеличенія самого государства, совершенно, заслоняв- шаго собою живого человѣка. Желая обезпечитъ за сво- ими предгшсаніями точное исполненіе, Петръ, какъ было упомянуто, не боялся для этого прибѣгать къ суровому и непреклонному принужденно, имѣя при этомъ еще возмож- ность сослаться на примѣръ заграничныхъ правите льствъ. «И когда, — откровенно признавался онъ, — въ томъ ста- ромъ и заобыкломъ государствѣ (Голландіи) принужденіе чинится, которое и безъ того, какъ обычаемъ долгимъ, въ коммерціи цвѣтетъ, такъ и едино сіе пропитаніе имѣетъ, то кольми паче у насъ надобно принужденіе въ томъ, яко у новыхъ людей во всемъ». Но это принужденіе, въ отличіе отъ практики московскаго государства, должно примѣняться теперь лишь послѣ того, какъ не удалось убѣдить поддан- ныхъ въ цѣлесообразности и разумности предпринятыхъ мѣръ и послѣднія встрѣчены неповиновеніемъ. Обычная форма указовъ ХУІІ в. еще проста и лаконична, начинаясь словами : « А буде которые люди учн.утъ дѣлать то-то и то-то», и кончаясь угрозой: «...и тѣхъ людей казните безъ всякаго милосердія». Указы же Петра Великаго составлены такимъ образомъ, что за краткимъ изложеніемъ содержанія новаго предписанія слѣдуетъ мотивировка, которая начи- нается союзомъ «понеже» и часто разрастается въ цѣлыя поученія политическаго, юридическаго, даже естественно- научнаго характера. Ограничимся для подтвержденія ска- заннаго приведеніемъ одного примѣра такой мотивировки, совершенно излишней по элементарности вопроса, котораго она касается, и этимъ доказывающей педантичную прин- ципіальность власти въ этомъ дѣлѣ. Подтверждая новымъ

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1