Итоги XVIII века в России. Введение в русскую историю XIX века

— 42 — указомъ отъ 22 декабря 1718 г., чтобы прошенія на имя государя подавались не ему лично, а чрезъ установленныя учрежденія, власть считаетъ нужнымъ объяснить свое тре- бованіе слѣдующимъ образомъ : « Понеже челобитчики не- престанно его царскому величеству докучаютъ о своихъ обидахъ вездѣ, во всякихъ мѣстахъ, не дая покою ; и хотя съ ихъ стороны легко разсудить можно, что всякому своя обида горька есть и несносна, но притомъ каждому разсу- дить же надлежитъ, что какое ихъ множество, а кому быотъ челомъ, одна персона есть, и та коликими воинскими и прочими несносными трудами объята, что всѣмъ извѣстно есть. И хотя бъ и такихъ трудовъ не было, возможно ль одному человѣку за такъ многими усмотрѣть? Воистину, не точію человѣку, ниже ангелу, и т. д. ». Въ отношеніяхъ власти къ подданнымъ послѣдующими царствованіями Анны и Елизаветы ничего новаго внесено не было, такъ какъ пер- вое вообще характеризуется чисто дѣловымъ направленіемъ, а принципіальность второго, какъ извѣстно, сводится къ національной реакціи противъ господства иноземщины. Правительственная дѣятельность Екатерины II, кромѣ устроенія и регламентации главныхъ сторонъ и отдѣльныхъ проявленій государственной и народной жизни, возобновила политику гражданскаго воспитанія населенія, мало примѣ- нявшуюся ея предшественницами на престо лѣ. Власть опять стала вводить подданныхъ въ кругъ своихъ идей, дѣлала ихъ участниками своихъ заботъ и трудовъ, посвя- щала въ мотивы предпринимаемыхъ законодательных^ пред- положеній и административныхъ мѣропріятій, наконецъ, призывала представителей общества къ учаетію въ ихъ обсужденіи и проведеніи въ жизнь. Такая политика, въ ■свою очередь, могла и, пожалуй, должна была, несмотря на всѣ временныя разочарованія, какъ бы они ни были жестоки, пріучить населеніе къ разсмотрѣнію личныхъ и частныхъ нуждъ подъ болѣе широкими углами зрѣнія мѣстной пользы, классовыхъ или сословныхъ интересовъ, народнаго и государетвѳннаго блага, привить гражданскую точку зрѣнія на вещи и научить солидарности въ отстаиваніи своихъ интересовъ. Къ характеризованной категоріи офиціальныхъ актовъ Екатерины относятся, конечно, прежде всего ея пер-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1