Итоги XVIII века в России. Введение в русскую историю XIX века

— 67 — указовъ, яко прогнѣваюгцій Бога, не избѣжитъ и нашего гнѣва, такъ какъ мы милость и судъ Богу и народу обѣ- ; щали». Екатерина II знаетъ только двѣ формы отвѣт- J ственности : одну — отвлеченную, другую — реальную, пе- редъ лицомъ Бога и государя, какъ ей извѣстны только , два источника всякаго рода « лихихъ » дѣлъ, вкоренившихся, " по ея слов амъ, именно — «отъ единаго безстрашія передъ ея и Бога гнѣвомъ ». Отъ носителя верховной власти, нако- I нецъ, исключительно зависѣло дать ходъ дѣлу, пріостановить I его на любой стадіи и назначить мѣру наказанія. « За одно и й то же преступленіе, — пишетъ Дитятинъ, — одно лицо при- я j говаривается къ смертной казни, другое — къ лшпенію орде- j новъ, чиновъ и т. д., а третье — къ заключенію въ мона- ѣ : стырь ». Приведенный данныя во всякомъ случаѣ даютъ намъ право къ тому заключенію, что въ Россіи ХУІІІ в. не было правильно устроенной и независимой системы высшаго надзора, съ установленными формами судебной отвѣтственности должностныхъ лицъ за служебныя нро- винности. 11 . Остается еще отвѣтить на вопросъ : признавалъ ли рус- скщ абсолютизмъ за своими подданными извѣстныя гра- жданскія права, такъ какъ отъ этого тоже зависитъ, можно j ли его считать представителемъ законной монархіи, или j, дѣтъ. Говоря о времени Петра Великаго, конечно, и думать : не приходится о возможности существованія тогда въ Рос- j сіи какихъ-либо признаковъ личной свободы, — настолько во вся его сословная, церковная и судебная политика была за : проникнута всепоглощающимъ началомъ государственно- ! «ти, настолько въ ней совершенно явно идея человѣче- ы- скаго блага подчинялась принципу государственной необ- ходимости. Къ тому же не слѣдуетъ забывать, что сама западно-европейская политическая мысль только гораздо ! позднѣе пришла къ выводу необходимости умѣрить власть по] государства надъ личностью. Екатерина II же, считаясь съ перемѣнами, происшедшими въ теоріи естественнаго права, - какъ намъ извѣстно, высказалась въ своемъ Наказѣ о само- державш, какъ объ единственной формѣ правленія, которая, при своеобразныхъ услбвіяхъ политической жизни Россіи, могла обезпечить ея населенію всѣ блага гражданской куль- 5 *

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1