Итоги XVIII века в России. Введение в русскую историю XIX века

туры, въ томъ числѣ и свободу. « Самодержавныхъ правде- ній намѣреніе и конецъ, — пишетъ . она въ одномъ мѣстѣ. Наказа, — есть слава гражданъ, государства и государя. Но : отъ сея славы происходить въ народѣ, единоначаліемъ управляемомъ, разумъ вольности, который въ сихъ дер- жавахъ можетъ произвести столько же великихъ дѣлъ и столько споспѣшествованій благополучію, какъ и самая | вольность». Цѣль законодательства, при самодержавіи, со- I гласно тому же Наказу, можетъ быть сведена къ тому, « чтобы едѣлать самое большое епокойствіе и пользу людямъ, - подъ сими законами живущими». Преслѣдуя, какъ цѣль, спокойствіе и пользу населенія, законы должны съ одной стороны «предохранять безопасность каждаго особо гра- жданина», съ другой — гарантировать ему «вольность», кото- рая «есть право все то дѣлати, что законы дозволяютъ», | находя преграду своему проявленію въ томъ, что «вредно или каждому особенному или всему обществу». Какое же содержаніе вкладывала Екатерина II въ понятіе «воль- | ноети», закономъ «дозволенной»? Къ запросами вѣры импе- ; ратрица лично относилась безралично, приравнивая, въ духѣ современнаго ей раціонализма, всякое активное прюявле- г ніе религіознаго чувства къ предразсудкамъ, коренящимся въ невѣжествѣ, или къ сознательному обману, подсказан- ному корыстными побужденіями. Такъ, наир., въ іезуитахъ она не допускала никакого искренняго служенія идеѣ, цѣня ихъ только за отличное знаніе техники обученія и умѣнье дисциплинировать массы, т.-е. какъ прекрасныя орудія въ рукахъ просвѣщенной власти для воздѣйствія на подданныхъ. Съ другой стороны масонство, бывшее реакціей живого чувства противъ холодной разсудочноети, какъ. мистико - моралистическое міросозерцаніе, не только вна- чалѣ, но и впослѣдствіи представлялось ей просто « бол- ; таньемъ и дѣтскими игрушками». Въ своихъ отношеніяхъ къ православной церкви Екатерина II была только вооду- ; шевлена, какъ показываетъ исторія съ епископомъ А. Ма- цѣевичемъ, однимъ стремленіемъ подчинить ее свѣтской власти, не будучи ничуть озабоченной огражденіемъ | религіозныхъ правъ личности. Оправдывала Екатерина cboioj жестокость указаніемъ, нѣсколько грѣшащимъ противъ і

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1