Опыты и исследования. Первый сборник статей В. Ключевского

93 сталъ въ живыхъ Василій; составъ повѣсти вполнѣ соотвѣт- ствуетъ отзыву о ней Василія; рядъ посмертныхъ чудесъ Евфросина прерывается въ повѣсти на 4-мъ чудѣ, а въ трудѣ Василія продолженъ 15-ю новыми нозднѣйшими чудесами; повѣсть, обращаясь къ христолюбивому граду Пскову, назы- ваетъ его еще „землею свободной 1 ', а Василій, писавшій послѣ катастрофы 1510 года, нашелъ уже политически-приличнымъ пропустить эти слова въ своемъ переложеніи, хотя и въ его время не существовало цензуры, слишкомъ чуткой къ поли- тическому приличію. Такимъ образомъ не одинъ Василій виноватъ въ томъ, что онъ разсказываетъ объ аллилуіи и о хожденіи Евфросина въ Дарьградъ за правдой объ ней: онъ составилъ свой разсказъ по извѣстіямъ, какія нашелъ у своего предшественника, а об- винять въ произволѣ необузданной фантазіи, въ вымыслахъ повѣствователя, писавшаго лѣтъ 20 спустя по смерти святого и въ его монастырѣ, гдѣ въ то время находилось еще столько живыхъ обличителей, современниковъ Евфросина, — обвинять его нѣсколько труднѣе, чѣмъ пресвитера Василія, писавшаго спустя 66 лѣтъ послѣ кончины Евфросина. Хронологическія сомнѣнія критики въ разсказѣ о путеше- ствіи Евфросина въ Царьградъ успокоены издателями житія, написаннаго Василіемъ х ). Самый фактъ путешествія, какъ и его цѣль, едвали можетъ тревожить ученую подозрительность. Евфросинъ ходилъ къ патріарху раньше Флорентійскаго со- бора, до 1437 года, „въ добрую нору, въ самый благодатный цвѣтъ и во время прекрасныя тишины нерушимым вѣры во Христа, еще бо не обладанъ бысть тогда богохранимый Кон- стантинъ-градъ отъ поганыхъ бесерменъ”, какъ писалъ Евфро- синъ въ посланіи къ новгородскому архіепископу Евѳимію; біографъ со своей стороны замѣчаетъ, что это было „за долго лѣтъ" до взятія Царьграда. Въ то время византійскій и сла- !) Памяти, стар, русск. литер, гг. Пышгаа и Костомарова, вып. VI, стр. 118.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1