Опыты и исследования. Первый сборник статей В. Ключевского

94 вянскій православный югъ сохраняли еще большую долю своего церковнаго авторитета въ глазахъ русскихъ; до нечес- тиваго сонмища въ Италіи тамъ еще видѣли прекрасную ти- шину нерушимой вѣры. Продолжались еще довольно тѣсныя взаимныя связи, оживляемыя обоюдосторонними странствова- ніями съ набожной или практической цѣлью. Если основатель псковскаго монастыря ходилъ въ Царьградъ, чтобы разрѣшить свое недоумѣніе объ аллилуіи, то учениісомъ его и инокомъ его монастыря на Толвѣ былъ преп. Савва (впослѣдствіи ос- новавшій Крыпецкій монастырь въ 15 верстахъ отъ Евфроси- нова), о которомъ псковское преданіе, занесенное въ его ки- тче и уже раздѣлившееся въ XYI вѣкѣ, помнило, что онъ нришлецъ изъ чужой страны, но выводило его то изъ Серб- ской земли, то со Святой Горы х ). Это по крайней мѣрѣ зна- чить то, что такія явленія считались возможными въ XY в. Напрасно было бы останавливаться на нѣкоторыхъ мелкихъ чертахъ въ разсказѣ Василія о пребываніи Евфросина въ Царьградѣ,которыя могутъ показаться подозрительными. Этотъ разсказъ составленъ по иеполнымъ признаніямъ, какія сдѣ- даны самимъ Евфросиномъ въ посланіи къ Евѳимію или выр- вались у него изъ устъ во время спора и со словъ свидѣте- лей полемики записаны первымъ повѣствователемъ. Тогда ни противники, ни сторонники Евфросина, очевидно, не сомнѣва- лись въ его путешествіи. Но неточности, можетъ быть, допу- щенныя здѣсь позднѣйшимъ біографомъ, не измѣняютъ сущ- ности факта. , Остаются два тревожные для критики вопроса, тѣсно свя- занные взаимно: 1) вѣроятно ли, чтобы въ нѣкоторыхъ мѣс- тахъ псковской области существовали церковный обычай су- губить аллилуію уже въ началѣ XY вѣка? 2) вѣроятно ли, чтобы этотъ обычай находили поддержку гдѣ-нибудь на Вос- ток, въ византійской церкви? Евфросинъ не вынесъ этого обычая изъ Константинополя, а искали тамъ только его оправ- В См. указанное выше изслѣдованіе о житіяхъ, стр. 259.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1