Опыты и исследования. Первый сборник статей В. Ключевского

98 ческой церкви. Неизвѣстно, когда закралась сугубая аллилуія въ прѳдѣлы новгородской епархіи; но очевидно она уже упо- треблялась здѣсь по мѣстамъ и вызывала порицаніе со сто- роны приверженцевъ троенія, несомнѣнно преобладавшаго. Въ XV и въ началѣ XVI в. не замѣтно слѣдовъ полемики по этому вопросу въ Москвѣ. Но есть указаніе на то, что су- губая аллилуія была извѣстна и здѣсь за много лѣтъ до Сто- главаго собора. Современникъ, описывавшій кончину великаго князя Василія Ивановича, повидимому близкій къ двору мос- квичъ, пишетъ, что князь, томясь предсмертными муками, пѣлъ сугубую аллилуію. „А противу недѣли тоя нощи, коли причастися Пречистыхъ Таинъ, и утишися мало и на- чать аки во сновидѣніи нѣти: аллилуіа, аллилуіа, слава Тебѣ Боже “ . Потомъ, высказавъ желаніе постричься въ присутствіи митр. Даніила, великій князь сказалъ ему: тако ли ми, гос- подине митрополитъ, лежати? Иначатъкреститисяиговорити: аллилуіа, аллилуіа, слава Тебѣ Боже" *). Трудно рѣшить, от- куда проникъ сюда этотъ обычай, изъ новгородской ли enap- хіи или изъ книгъ, нодобныхъ указаннымъ выше псалтирямъ. Но въ XV в. и двоившіе и троившіе аллилуію одинаково, хо- тя и съ различными чувствами, указывали на византійскій югъ, какъ на источникъ двоенія или авторитета, оправды- вающей своимъ примѣромъ этотъ обычай. Такимъ образомъ нѣтъ ничего невѣроятнаго въ главныхъ обстоятельствахъ, которыми біографъ окружаетъ нроисхожде- ніе спора, завязавшагося между Евфросиномъ и троившими аллилуію. Разсматривая этотъ споръ вообще, какъ факта изъ умственной русской жизни XV вѣка, также трудно найти въ немъ что-нибудь несогласное съ характеромъ эпохи или общества. Вторая половина XV в. была именно временемъ ка- зуистическихъ вопросовъ въ исторіи нашей духовной жизни, и мы пытались указать причины этого явленія въ настроеніи русскаго церковнаго общества того времени. Но въ этихъ во- г ) Поли. Собр. Русск. Лѣт. VI. 271 и 27Д.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1