Опыты и исследования. Первый сборник статей В. Ключевского

99 просахъ, поднявшихся въ XV вѣкѣ, отразилось лишь давно сложившееся и удивительно долго жившее направленіе рус- скаго мышленія. Древняя Русь такъ же хорошо была знако- ма съ игрой въ богословскіе термины, какъ новѣйшая съ игрой въ термины естествознанія; но если она не оставила рѣзкаго выраженія своей боязни передъ богословской мыслью, то потому только, что нечего было бояться. Отвергать этотъ двойной фактъ прошлаго значить совершенно не знать рус- ской современности. Нельзя отвергать направленія,путѳмъ пре- емственной передачи оставившаго столько живыхъ, дѣльныхъ, нетронутыхъ временемъ представителей не только въ средѣ раскола, но и въ томъ кругу нашего богословствуюіцаго міра, который почему-то усвояетъ себѣ особенное призва- ніе въ борьбѣ съ расколомъ, но, ощущая больше развяз- ности въ своемъ языкѣ, чѣмъ въ перѣ, предночитаетъ воинствовать не литературной полемикой, а устными обли- ченіемъ, открывающими широкій просторъ для практиче- скихъ аргументовъ и въ то же время позволяющими заоыть обязанность логической послѣдовательности. Это — прямое на- слѣдіе нашего прошлаго XV вѣка, когда мышленіе, воспитан- ное на эпическихъ образахъ и мелкихъ житейскихъ казусахъ, отъ сказки, загадки и пословицы перешло съ тѣми же пріе- мами къ трактатами о глубочайшихъ истинахъ христіанства. ІІотому-то и есть такъ много сходнаго между тѣми и другими, между этими народными загадками и пословицами съ одной стороны и этими книжными трактатами съ другой. Изъ множе- ства образчиковъ, наглядно указывающихъ на перенесете однихъ и тѣхъ же формъ мысли съ одного содержанія на другое, — образчиковъ, изобильно разсѣянныхъ по древне-рус- скимъ рукописями, приведемъ нѣсколько далеко не самыхъ выразительныхъ. „Вопросъ. Иже всю вселенную сотворивый и пядію измѣри- вый небо, а дланію землю, той же единою дланію покрыть бысть. — „Отвѣтъ. Іоаннъ возложи на Христа руку во Іердани. 7 *

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1