Опыты и исследования. Первый сборник статей В. Ключевского

100 „ Вопросъ . Пріиде богатый къ нищему, много имѣя, и еди- наго не имѣяше, и дасть ему нищій. — „Отвѣть. Христосъ пріиде ко Іоанну, не имѣяшекре- щенія. „Вопросъ. Древянъ ключъ, водянъ замокъ, заецъ убѣже, а пловецъ погыбе. — „Отвѣтъ. Моисей удари жезломъмореи пройде, а Фа- раонъ потопе. „Вопросъ. Который пророкъ дланію седмь небесъ покры'.’ — „Отвѣтъ. Еда Предтеча Господа крести и на него руку положи во Іердани, то есть седмь небесъ покры. „Вопросъ. Что есть: живый мертваго боится, а мертвый кри- чаще и на гласъ его вси людіе течаху, да спасутся? — „Отвѣтъ. Живый есть пономарь, а мертвый есть клепа- ло церковное." Есть одна неясная черта въ разсказѣ обоихъ біографовъ Евфросина о спорѣ, имъ вызванномъ. Этотъ споръ произошелъ, когда въ Псковѣ было пять соборовъ. Пятый соборъ утвер- жденъ на псковскомъ вѣчѣ въ 1462 г. Но біографы помѣсти- ли въ своемъ разсказѣ написанное вслѣдствіе спора посланіе Евфросина къ новгородскому архіенископу Евѳимію и отвѣтъ послѣдняго Евфросину. Владыка Евѳимій ІІумеръвъ 1458 г. Оба письма такъ просты и естественны, что не располагаютъ изслѣдователя сомнѣваться въ ихъ подлинности. ІІритомъ наша полемическая церковная литература, вообще не дружелюбная къ исторической критикѣ и довѣрчивая, всегда была такъ скептична и строга къ разсказу позднѣйшаго Евфросинова біографа, такъ много въ немъ отвергала, что критическая осто- рожность безпристрастнаго изслѣдованія располагаетъ больше къ довѣрчивости, чѣмъ къ сомнѣнію. Наконецъ, первый повѣ- ствователь дѣлаетъ искреннюю повидимому характеристику владыки Евѳимія, которую за эту искренность пресвитеръ Ва- силій почелъ нужнымъ опустить въ своемъ изложеніи. „Архіе- пископъ Евѳимій былъ святъ жизнію и имѣлъ препростой обы- чай въ книжной премудрости, вмѣстѣ съ тѣмъ и къ законо-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1