Опыты и исследования. Первый сборник статей В. Ключевского

10.3 тали его человѣкомъ Божіимъ за его премногую добродѣтель, за воздержаніе и постные труды, за строгое исправленіе мо- настырскаго чина по скитскому уставу; а онъ, какъ одинъ изъ безѵмныхъ, въ суету животъ живетъ, всуе всѣ труды его, какъ мерзость неугодная Богу, потому что установилъ онъ въ монастырѣ своемъ обычай двоить пресвятую аллилуію, раз- рушая этимъ правило церковное и обычай, котораго мы со- гласно держимся „по уставу письменному." Подобаетъ намъ теперь воедино собраться и съ испытаніемъ допросить того черноризца въ его монастырѣ, откуда взялъ онъ такую вещь и кто научилъ его двоить св. аллилуію. Несмотря на свой острый, разумъ, Іовъ скоро дошелъ до нослѣднаго аргумента, которыми къ сожалѣнію такъ легко и часто кончается церковная полемика: онъ сталъ называть Евфросина еретикомъ за двоеніе аллилуіи. Впрочемъ первыя рѣчи Іова не встрѣтили бодьшаго сочувствія въ духовенствѣ и мірянахъ Пскова: здѣсь такъ привыкли чтить пустынника за его подвиги, что наговоры Іова не вызвали большинства ни на одно „тяжкое слово" противъ Евфросина, Только не- многіе изъ духовенства и народа пристали къ псковскому „столпу". Въ числѣ ихъ находился бывшій діаконъ Филиппъ, подобно Іову сложившій съ себя духовное званіе вслѣдствіе вторичной женитьбы, также очень ученый въ писаніи ветхомъ и новомъ, съ развязными языкомъ и скорыми словомъ, съ пространными умомъ и быстрыми помысломъ, премудрый „дох- торъ" на книжную силу и изящный, многорѣчивый философъ. Высказано было предположеніе, что этотъ бывшій діаконъ тотъ самый псковской діакъ Филиппъ Петровъ, который въ посланіи къ архіепископу Геннадію описали преніе католиче- скихъ монаховъ съ псковскими священниками J ). Если эта догадка справедлива, то она объясняетъ близость разстригь Іова и Филиппа къ духовенству псковскихъ соборовъ, о ко- торой говорятъ біографы Евфросина. Оба защитника тройной В Архіеп. Филарета. Обзоръ русск. дух. лит. I, стр. 161.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1