Опыты и исследования. Первый сборник статей В. Ключевского

104 аллилуіи начали ковать обличеніе на толвскаго подвижника.. Присоѳдипивъ въ помощники къ Филиппу одного священника, также мудраго философа, и вооруживъ ихъ наставленіями своего „высокаго разума", Іовъ послалъ обоихъ „непреобори- мыхъ витій, умѣтелей книжной глубины", въ монастырь къ Евфросину, чтобы обличить и опровергнуть его самочинный обычай. Но они не были вполнѣ увѣрены въ возможности побѣдить Евфросина своимъ витійствомъ; они знали, что и пустынникъ силенъ книгами и хорошо вѣдалъ многую, глубину божественнаго писанія, сокровенный тайны довѣдомыхъ и не- довѣдомыхъ вещей. Поэтому Іовъ написалъ отъ имени Тро- ицкаго собора, къ которому вѣроятно принадлежалъ прежде, обличительное посланіе: въ случаѣ, если полемическія силы посланныхъ витій ослабѣютъ въ борьбѣ съ такимъ опаснымъ противникомъ, они должны были вручить ему это посланіе, какъ послѣднее и неотразимое орудіе противъ него. Прибывъ въ монастырь и вкусивъ отъ монастырской тра- пезы, философы сѣли въ кельи Евфросина на долгую бесѣду. — Зачѣмъ навѣстили вы грѣшнаго человѣка, во всякой слабости и неиснравленіи передъ Богомъ присно живущаго? спросилъ ихъ Евфросинъ. У гостей не скоро развязался языкъ. Они смотрѣли въ раз- ныя стороны, переглядывались между собою. Постническое лицо Святого смущало ихъ, сокрушало ихъ мысль; отъ взгля- довъ его таяло каісъ снѣгъ буйство ихъ сердца. Они уже подумывали о посланіи Іова. Потомъ, нріободрившись, одинъ изъ нихъ сказалъ: — Позволь намъ яевѣждамъ, отче святый, вопросить тебя объодномъ словѣ, которое имѣемъ мы къ тебѣотъіова Столпа и отъ другихъ церковиыхъ чадъ. Многіе люди восколебались, тяжкое слово говорятъ на твое преподобіе за преложеніе ве- ликой церковной вещи, святой аллилуіи. Мы пришли теперь наставить твой разумъ и щадимъ сѣдины твоей старости, чтобы въ конецъ не возстали на тебя всѣ наши церковные соборы и съ ними все народное множество города Пскова.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1