Опыты и исследования. Первый сборник статей В. Ключевского

107 личію и славѣ Бога., ни убавить троичной славы Христа. Онъ указалъ на тщетныя попытки въ этомъ отношеніи еретнковъ, отвѳргавшихъ воплощѳніѳ Божества или доказывавшихъ тлѣн- ность естества Христова. Проклятіе и исчезновеніе подобно г дыму было слѣдствіемъ этихъ оезумныхъ усилій такими сред- ствами увеличить или умалить славу единосущной Троицы. — Поймите сказанное мною, врачи мои, продолжалъ Ев- фросинъ, и вразумитесь, что не слѣдовало вамъ говорить та- кой неподобной вещи; мы-де прибавляемъ славы къ божеству, а ты умаляешь ее. Говорю вамъ: ни мнѣ умалить ее, ни вамъ умножить, но какова она есть, такъ и будетъ: Богъ Слово безъ истлѣнія съ Плотію Христосъ, и въ томъ животъ бѣ, и животъ бп свѣтъ человтъкомъ, и свптъ во тмтъ свгътится, и тма его не объятъ. Евфросинъ разсказалъ собесѣдникамъ, откуда онъ заимство- валъ обычай двоенія аллилуіи, какъ въ юности, еще до иночества, тревожило его недоумѣніе объ этомъ предметѣ, какъ напрасно г искалъ онъ разъясненія дѣла у псковскаго духовенства, какъ ходилъ въ Царьградъ и тамъ нашелъ полное разрѣшеніе му- чившаго его вопроса. — Какъ держитъ великая церковь Константинаграда, приба- вилъ Евфросинъ, такъ держу и я и до исхода души своей тщусь совершить, удвояя божественную аллилуію. А вы от- куда взяли троить ее? — „Издревле, смотря другъ на друга, такъ всѣ и навыкли троить св. аллилуію, ибо такъ и подобаетъ, потому что Богъ въ Троицѣ прославляется. Гдѣ троится аллилуія, тамъ есть совершенная Троица, Отецъ, Сынъ и Святый Духъ, неразлуч- ное божество и сила живоначальнаго Слова Отча Христа Бога нашего. — Вы, братія, сказали тяжкое слово, будто я самочинно г двою аллилуію и этимъ убавляю божество и не исполняю единосущной Троицы. Теперь вы знаете, что я взялъ это у вселенской церкви цареградской и что напротивъ вы сами самочинно, своимъ произволомъ уставили троить аллилуію.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1