Опыты и исследования. Первый сборник статей В. Ключевского

109 идите съ миромъ домой и пекитесь о домочадцахъ своихъ, мудрствуя о тлѣнномъ. Не вамъ мудрить о такой тайнѣ. Вещь эта не изложена св. отцами въ ясныхъ писаніяхъ и пророки не раскрыли ея тайны; даже въ Царьградѣ не нашелъ я „досто- г вѣрнаго сказателя 11 , совершеннаго истолкователя; только ука- зали мнѣ тамъ двоить пресв. аллилуію. По мнѣнію Евфросиновыхъ біографовъ, посланцы Іова воз- вратились не только безъ успѣха, но и совершенно разбитые, хотя изъ сдѣланнаго въ житіи изложенія спора не видно, ка- кое толкованіе сугубой аллилуіи противопоставнлъ Евфросинъ объясненію, данному его противниками. Послѣдніе донесли [ову о своемъ пораженіи, прибавивъ, что пустынникъ не только ихъ поносить и укоряетъ, но и его самого называетъ стол- помъ мотыльнымъ, исполненнымъ всякаго смрада и гніенія грѣховнаго. Іовъ заскрежеталъ зубами, получивъ черезъ посланныхъ своихъ это жестокое прозвище. „Теперь, авва, я уже знаю у подлинно, что ты еретикъ 11 , — могъ онъ выговорить въ раздра- женіи. Началъ онъ ходить по городу, наговаривая встрѣчному и поперечному, что Евфросинъ злой еретикъ и врагъ Ъожій, съ такими рѣчами носился онъ по торгамъ, по собраніямъ, даже бывалъ на вечернихъ пирахъ, говорили и на вѣчѣ. — Господа псковичи, Божій народъ! посмотрите на того старца, что ашветъ на Толвѣ. Вы зовете его свѣтильникомъ, сіяющимъ въ нашей странѣ; и мы его считали святыми му- жемъ, исполненнымъ благочестія, но теперь мы истинно удо- стовѣрились, что этотъ старецъ еретикъ. Всѣ мы исполняемъ божество, утрояя св. аллилуію; а онъ одинъ не дѣлаетъ этого, но самовольно двоитъ аллилуію и тѣмъ умаляетъ божество. Но вы сами знаете, Божій народъ, какое благочестіе лучше, прибавлять ли славы божеству или убавлять ее. у На этотъ разъ рѣчи Іова имѣли гораздо болѣе дѣйствія. Народъ повѣрилъ его словами, будто Евфросинъ убавляетъ славу божества, и стали считать старца еретякомъ. Пѳремѣна послѣдовала такъ же быстро, какъ прежде невидимому быстро

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1