Опыты и исследования. Первый сборник статей В. Ключевского

110 утвердилось въ Псковѣ высокое мнѣніе о нодвижничествѣ пре- до добнаго на Толвѣ. Монастырь и иноки Евфросина стали подвергаться оскорбленіямъ. Неудобно стало инокамъ съ Тол- вы показываться въ городѣ: на нихъ сыпали укоризнами и жестокими словами, никто не хотѣлъ спросить ихъ, зачѣмъ пришли въ городъ, никто не спѣшилъ пригласить къ сѳоѣ и гостепріимно угостить пришельцевъ, но подобно разсержен- нымъ осамъ всѣ нападали на нихъ, говоря: это монахи того еретика, что двоитъ аллилуію. Идучи или ѣдучи мимо мона- стыря Евфросинова, псковичи говорили; вотъ тутъ авва ере- тикъ живетъ, не слѣдуетъ намъ и церкви его кланяться, по- тому что онъ двоитъ аллилуію, — и путники не скидали ша- покъ передъ монастырскими храмомъ Трехъ Святителей все- ленскихъ. VI. Литературная полемика. Споръ не возобновлялся въ прежней формѣ. Главный дви- гатель его Іовъ вовсе не выступали въ немъ непосредствен- ными участникомъ, скрывался за другими, подстрекая и на- правляя ихъ. Это лишило насъ возможности наблюдать въот- крытомъ дѣйствіи силу его „ума остраго на божественное пи- саше “ , по выраженію враждебныхъ ему біографовъ Евфросина. Вообще образъ Іова является въ тѣни именно отъ того, что эти біографы говорятъ о немъ слишкомъ много: ихъ пылкая рѣчь, исполненная желчи и раздраженія, больше дымитъ, чѣмъ освѣщаетъ; въ потокѣ многословнаго порицанія, проведеннаго по всѣмъ тропами и фигурами риторики, они часто забываютъ указать самыя существенный обстоятельства дѣла. Туманъ, въ которомъ они поставили Іова въ своей повѣсти, сообщаетъ его фигурѣ грандіозныя очертанія,какъ это часто дѣлаетъ нолу- мракъ съ самыми обыкновенными предметами. Въ добавокъ біографы, поглощенные своими чувствомъ и забывая о впе- чатлѣніи, какое должна произвести ихъ повѣсть, придали Іову

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1